Некоммерческое партнерство

           "Детская школа хорового пения"           

Домашняя
Вверх
О школе
Перспективный план развития школы на 2007- 2010 гг
Устав НП "Детская школа хорового пения"
Обучение
Предметы
Наши учителя
Хоровые коллективы
Наши выпускники
Дети о школе, учителях и друзьях
Правила ученика
Модель выпускника

РОЛЬ СКАЗКИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Методистами давно признано огромное значение жанра сказки для всестороннего воспитания и образования младшего школьника; но, на наш взгляд, в современных условиях морального кризиса молодежи наиболее актуальным является то, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки, ведь дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло. Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтении ярко проявляют свои симпатии и антипатии по отношение: персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездолена готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так.

В яркой поэтической русской народной сказке «Гуси-лебеди» три нравственные параллели - ответственность, послушание, трудолюбие; соединившись, они развертываются в глубокую науку нравственности: как бы тебе ни было плохо, умей слышать другого. Способность участия в беде другого, когда и самом-то тяжело, признается в народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий. Co-страдание, со-совесть, со-участие, содействие - это основы человеческого достоинства по строгой оценке народа. Именно в этом и состоит воспитательная ценность сказки.

Детское послушание как важная воспитательная проблема достаточно легко решается в сказках «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Удивительно, что сотни лет назад народ понял тщетность сухого назидания, слабость палки, которая, как известно, шла вслед за проступком. А как предупредить ошибку или беду? Непослушание-легкомыслие, непослушание-глупость, непослушание-каприз, непослушание-ошибка - оно всегда высвечивается какой-то новой, особой стороной, заставляя думать о сложности жизни и необходимости надежной защиты детей во всех случаях. Родительское слово- наказ, наставление, просьба, запрет, сколько раз нарушил - столько раз попал в беду. Внушение и предупреждение в этих сказках - в союзе. Придет час, засветятся соблазны, зашепчут недобрые вкрадчивые уговоры - задумается ребенок, вспомнится ему глупый петух или капризный братец Иванушка. Чужим умом силен не будешь, думай сам, решай сам, а сказка - подсказка. На все эти случаи жизни и утверждала она согласие разума и воли, кроткости и догадки, доверия и уважения к слову старшего.

Сейчас психологами разгадан сам механизм влияния сказки на внутренний мир ребенка, при котором происходит перенос качеств, поступков и всей ситуации на себя. Слушая ребенок активно трудится -выбирает, оценивает, радуется, плачет, при этом значителен и сам выбор любимой сказки.

Нам, как педагогам, работающим с духовно-нравственного воспитания детей любого возраста? С.А. Черняева в книге «Психотерапевтические сказки и игры» (СПб., 2002) дает два положительных ответа на вопрос: общий и специально для психологов.

1. Сказки любят все, даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения - ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

2. Сказкотерапия - один из безболезненных и наименее травмоопасных способов психотерапии. Возможно потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий, и с помощью сказок же можно попытаться из неудачного жизненного сценария человека извлечь.

В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К.С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки, подробно рассматриваемые указанным автором.

Для православных педагогов очень важен вопрос о духовной основе сказок. Почти любой текст в неявном виде несет в себе определенный тип духовности, который проявляется более или менее ярко и влияет на читателей, даже если они об этом не задумываются. В текстах, затрагивающих проблемы свободы, природы зла, которое человек видит в себе и окружающем мире, отношения к смерти или к смыслу человеческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обязательно - через символы, метафоры, свойства, приписываемые тем или иным героям, через возможности, которые предоставляются героям сказки, повороты сюжета. В большинстве случаев гуманистическая парадигма не противоречит христианской духовности, так как европейский гуманизм вырос на основе христианства. В качестве доказательства напомним, что в Оксфордском словаре определение самореализации - центрального понятия гуманистической психологии — включает в себя указание на то, что это не только реализация возможностей человеческого «Я», но Божий дар.

Вопрос о возможности использования сказок в детском чтении и их важности для духовно-нравственного воспитания вовсе не является однозначным в среде православных педагогов. Здесь достаточно часто звучат мнения о том, что в сказках слишком много нечистой силы и магии, что делает их неприемлемыми для православного ребенка. Мы не разделяем такой точки зрения и считаем, что достаточно убедительно «защитил» сказку талантливый ученый богослов диакон А. Кураев в своей книге «Гарри Потер в церкви: между анафемой и улыбкой» (СПб., 2003).

Да, в сказках мало откровенно-евангельского. Но плохо ли это? Разве лучше будет, если Христос станет персонажем сказки? Хорошо ли будет, если ребенок будет играть в пророков и апостолов? Не лучше ли сознательно разграничить мир сказочной фантазии и мир церковной веры? Не мудрее ли, что-то оставить вне серьезного мира - чтобы хоть с чем-то можно было играть, шутить, притворяться, дурачиться? Если по «благочестивым» мотивам спрятать от детей сказки - то по ровно таким же основаниям придется спрятать от них «Илиаду» Гомера (языческие боги!) и «Гамлет» Шекспира (приведение!), «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя (бесы!), «Сказку о золотой рыбке» Пушкина (грех искать помощи у рыбки, а не у Творца!), «Щелкунчик» Чайковского (деревянный идол ожил!) и «Хроники Нарнии» Льюиса, сказки Андерсена (просто сплошное волшебство!) и «Слово о полку Игореве» анонимного древнерусского монаха (опять языческие боги!). Все книги, в которых кто-то из добрых персонажей молится языческим богам, берет в руки волшебную палочку, переживает волшебные превращения (в волка, лягушку, коня), подвергается действию злых заклятий и защищает от них с помощью оберегов или добрых волшебств.

Ребенок, играющий в сказку, всегда помнит, что он именно играет, что это «понарошку». Так что как некогда христианские миссионеры первых веков погружались в мир языческой философии, чтобы в ее мире и на ее языке говорить с людьми о Боге, так и сегодня можно было бы выучить язык сказок (причем не только народных, но современных авторских) для разговора с нашими детьми.

 

Статья опубликована в сборнике

Традиции и новации в профессиональной

 подготовке будущего педагога: Материалы

научно-практической конференции. –

Тверь, Твер. гос. ун-т, 2004. – Вып.3. Стр. 349-353

скрипт статистика посещения                                                               При использовании материалов сайта  ссылка обязательна.   

 

Яндекс цитирования

 

Отправить сообщение дл: onichka@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 28.05.2008
Hosted by uCoz