Некоммерческое партнерство

           "Детская школа хорового пения"           

Домашняя
Вверх
О школе
Перспективный план развития школы на 2007- 2010 гг
Устав НП "Детская школа хорового пения"
Обучение
Предметы
Наши учителя
Хоровые коллективы
Наши выпускники
Дети о школе, учителях и друзьях
Правила ученика
Модель выпускника
Архив новостей

Использование произведений музыки и изобразительного искусства

на уроках Закона Божия

Подтверждение положительного влияния произведений музыки и изобразительного искусства не только на эстетическое, но и на нравственное воспитание младших школьников можно обнаружить и в философии у Эммануила Канта. Все три способности души (познавательная, воля, эстетическое чувство), по Канту, пронизаны верой и во всех трех сферах культуры (науке, морали и искусстве) присутствует религия, как неотъемлемая часть и все виды человеческой деятельности в этих трех сферах культуры можно именовать духовными.

Протоиерей Василий Зеньковский считает: «эстетическое воспитание должно иметь в виду две цели: низшую, служащую задачам "развлечения" и "игры", и высшую, служащую питанию души через приобщение души к красоте. Но эстетическое вдохновение, должны быть закрещены "трудом" души, - вне этого эстетическое вдохновение может служить расслаблению души и росту безответственности и особого (эстетически окрашенного) легкомыслия». 2

Даже великий монах Серафим Роуз считал не зазорным использование всех допустимых средств для образования молодых душ. Вообще, в детстве и в молодости важнее всего напитать душу (и тут нужно использовать все мировые достижения в области музыки, литературы, искусства), чтобы она могла противостать плоти. И только потом можно думать о духовной жизни. Вместе со слушателями о. Серафим просматривал кинофильмы (экранизацию классики), читал много стихов, включал записи классической музыки (больше всего он любил Моцарта и Гайдна). Иногда даже посещал вместе с молодежью театр. 3

О пользе классической музыки говорит и известный педагог, протоиерей Артемий Владимиров в своей книге «Учебник жизни» (М., 2003).4

Известный методист Л.В.Сурова в своей книге «Мироведение» (Клин, 2004) отмечает сравнение художника в светском понимании и значения слова «художник» в Библии, где «художницей» именуется Премудрость Божия (София), а в книгах Притч Соломоновых «Художником» назван Сам Спаситель (Притчи, 22-30), чем указано Его особая роль в творении мира – даровании образа».5

Мы, в своей работе по использованию произведений изобразительного искусства и музыки, основывались на произведениях русских художников XIX века и произведениях композиторов, ставших классиками. Формой занятий по этим дисциплинам мы избрали беседы по произведениям и интересным фактам биографии и творчества авторов.

Один из интегрированных уроков (Закон Божий – изобразительное искусство – музыка) был посвящен Рождеству Христову. После краткой беседы по событиям Рождества вниманию детей был предложен учебный фильм «Виктор Васнецов. «Богородица с младенцем» из серии «Библейский сюжет» (Студия «Неофит» Сретенский монастырь, Москва). После просмотра следовала беседа, контролирующая восприятие и усвоение содержания данного учебного материала:

с музыкой каких композиторов Васнецов сравнивал произведения итальянских художников эпохи Возрождения – Рафаэля и Микеланджело (дети ответили: Рафаэль – Моцарт, Микеланджело – Бах);

на какие темы любили устраивать дискуссии братья Василий и Апполинарий Васнецовы и их друг Илья Репин? (на религиозные. К примеру, почему на иконе Рождества волхвы и пастухи изображены рядом, разве могли пастухи с соседнего поля и волхвы из далекой страны придти одновременно, чтобы поклониться Христу? Братья Васнецовы очень радовались таким дискуссиям и с удовольствием отвечали на вопросы Репина, вероятно потому, что в их семье все мужчины были священниками, и Василий тоже должен был стать служителем Церкви в продолжение традиции);

как Васнецов называл Богородицу? (Божией Матушкой). Стоит отметить, что ответ на этот вопрос, как и сама реплика в фильме, вызвали у детей эмоциональный отклик – прилив нежности. Дети тут же вспомнили, что у русского человека три матери: Матерь Божия, самая любимая после Бога; мать – Земля; и та, что носила под сердцем.

Дети вспомнили, как Васнецов увидел своего сына, вынесенного матерью в первый раз на свежий воздух. Ребенок, пытаясь объять необъятное, раскинул руки, и потянул их к отцу. Это вдохновило художника именно на такое написание иконы. Дети сделали для себя открытие и в области этимологии – они с удивлением обнаружили, что слово крестьянин происходит от слова христианин.

Больший упор мы сознательно делаем на произведения изобразительного искусства в связи с тем, что музыкой (в том числе и духовной) насыщены другие уроки в школе, так как школа является музыкальной.

На наш, взгляд в данном возрасте (9-10 лет) для формирования у детей нравственного отношения к миру и духовного роста крайне важно, чтобы воспринимаемые ими произведения искусства находили в них живой эмоциональный отклик, так как пережитое в эмоциональном плане дольше остается в памяти и играет более значительную роль при дальнейшем духовно-нравственном развитии. А духовное развитие возможно, на наш взгляд тогда, когда в достаточной мере развита душа, т.е. чувства, разум и воля. Важно развитие души направлять таким образом, чтобы оно влекло за собой духовное развитие. Этого можно достигнуть при использовании лучших образцов произведений изобразительного искусства и музыки.

 

 

Литература:

1. (Гармаев А. (свящ.) Этапы нравственного развития ребенка. Изд. «Вестник церковной педагогики» г. Волгоград, 2001.- С.59)

2. Зеньковский В.В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин, 2002. – С. 244-245

3. Ильюнина Л. Отец Серафим (Роуз), которого мы не знаем. // Церковь, дети и современный мир. 3 – М., 2000. С.108-109)

4. Владимиров А. (прот.) Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. – М., 2003. С. 110-111)

5. Сурова Л.В. Мироведении. Комплекс методических разработок. – Клин. 2004. С. 95

Статья опубликована в сборнике

Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога.

Выпуск 4. Материалы научно-практической конференции студентов и преподавателей

 педагогического факультета по итогам научно-исследовательской работы за 2004 год. –

Тверь, ТвГУ, 2005 стр. 250-252

 

 

скрипт статистика посещения                                                               При использовании материалов сайта  ссылка обязательна.   

 

Яндекс цитирования

 

Отправить сообщение дл: onichka@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 15.07.2008
Hosted by uCoz