Некоммерческое партнерство

           "Детская школа хорового пения"           

Домашняя
Вверх
О школе
Перспективный план развития школы на 2007- 2010 гг
Устав НП "Детская школа хорового пения"
Обучение
Предметы
Наши учителя
Хоровые коллективы
Наши выпускники
Дети о школе, учителях и друзьях
Правила ученика
Модель выпускника
Архив новостей

Интеграция эстетических видов деятельности

в формировании духовности учащихся

В современном нам обществе весьма остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания ребенка и духовности социума. Как заявлено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года «важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности… (выделено мной – А.Ю.). При этом в документе отмечается важность взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, что было и остается одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов.

В связи с данным положением «Концепции…» возникает вопрос: возможно ли определить психолого-педагогические пути и условия эффективного использования искусства (художественных видов деятельности) в формировании духовно-нравственной направленности, - ценностных ориентаций, взглядов и убеждений детей?

Мы предполагаем, что осознание личностно-значимого смысла идейно-образного содержания и выразительных средств художественных произведений может выступать психолого-педагогическим условием актуализации и формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций.

Создание условий развития эмоциональной отзывчивости и инициативной активности позволяет мотивировать процесс осознания собственных нравственных ценностей (образов как наглядных моделей своего поведения), а накопление рефлексивного опыта согласования этих ценностей задает направленность духовного развития и вынашивания (осознанного принятия) заповедей как личностно значимых ценностей.

Говоря о духовности необходимо понимать, что адекватное определение этого понятия может дать только сопоставление теологической и психолого-педагогической терминологии, т.к. именно религиозность подразумевается как основа духовности, а психолого-педагогическая наука может указать пути и методы, которые помогут задать необходимое направление развития духовности.

 

Терминология  научных 

областей 

                         

      Уровень             

 

Теологические (православные) категории - характеристики направлений (векторов) развития личности

Психолого-педагогические категории - характеристики направлений (векторов) развития личности

отрицательного

положительного

положительного

отрицательного

Внутрен-ний человек

Духовность

сатана-гордыня Бог-любовь Любовь как бытие (по Э.Фрому) Любовь как обладание (по Э. Фромму)
Нравствен-ный (душевный) уровень

Обобщен-

ный вид

Себялюбие, антропоцентризм Завет, Христоцентризм Согласование как антроподецентризм Эгоизм

Руковод-

ство к дей-

ствию

Грех Заповедь Личностная ценность Мораль, навязанная обществом

Психоло-гические потреб-

ности

Атеизм Естественный нравственный закон (ЕНЗ) Универсальные потребности Субъективные ценности
Внешний человек Витальный (плотский) уровень Негативная импульсивная реакция, отражающая негативный духовный образ жизни Позитивная импульсивная реакция, отражающая позитивный духовный образ жизни Негативная импульсивная реакция, отражающая негативный духовный образ жизни
Форма реализации Обман, постановка под сомнение правомерности духовных ценностей Проповедь (в широком смысле): помыслами, словом, делом, образом жизни Личностно-значимые (мотивированные) занятия, виды деятельности Назидательно-морализаторские беседы, не подкрепленные жизненным опытом
Форма контроля и элемент структуры личности, обеспечивающий контроль Бесконтрольность, внутренний анархизм, распад Самоконтроль, совесть, стыд Самоконтроль, соборное соуправление (по Курбатову), совесть Сторонний контроль общества, взрослых; внутренний контроль ориентирован на двойную мораль

Таблица 1. Терминология психолого-педагогической и теологической науки, определяющая направления развития личности

В предлагаемой выше таблице схематично представлено наше понимание процесса духовного становления и развития личности с выделением двух векторов такого развития - отрицательного и положительного, которые рассмотрены и описаны в терминологии теологической и психолого-педагогической научных областей. [6, 9,11]

Оптимальное как для теологической, так и для психолого-педагогической науки, на наш взгляд, определение понятия «духовность» дано в работе А.И. Щетинской, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета. Вслед за ней мы рассматриваем духовность как интегративное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, миру, Богу. Она связана с интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой.

В качестве критериев, на основе которых может осуществляться воспитание духовности личности вслед за А.И. Щетинской мы предлагаем рассматривать следующие:

1. Постановка смысложизненных вопросов и поиск личностью ответов на них, что реализуется путем познания себя, других людей, мира. (При этом субъективное, индивидуальное осознание смысла Жизни не может быть дано в готовом виде, но открывается через напряженную душевную работу и духовную деятельность, направленную на другого человека, Бога)». Духовность и есть потребность постижения смысла и назначения своей жизни. Предполагается наличие и других критериев воспитания духовности, затрагивающих в частности эмоционально-мотивационную плоскость человеческого бытия.

2.Пробуждение духовности как личностного качества выражается в усилении чувства наполненности душевного мира человека. Показательно, что многие исследователи, пытаясь найти некие общие критерии духовности личности, приходят к выводу, что именно сопереживание, сочувствие, эмпатия, содержательно входящие в сферу человеческой душевности, и являются такими основами.

Сила, образующая духовность, задает главную цель развития человека и проявляется, прежде всего, в эмпатии - чувстве духовного родства со всем живым во Вселенной (В.Н. Колесников). Эмпатия расширяет границы человеческого «Я» и тем самым увеличивает индивидуальное психологическое пространство человека. Она - ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности, специфическая система отражения партнеров по взаимодействию, а не только способность соучастия и сопереживания. Человек, развивающийся духовно, стремится понять причины и следствия, управляющие другими людьми. Без этого невозможно воспитывать его духовность, создавать условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам. Выделяют несколько каналов эмпатии – рациональный, эмоцинальный и интуитивный (В.В. Бойко).

3.Основываясь на определении душевности как интереса к потребностям других и умении принять их как личностно значимые, формулируем еще один критерий воспитания духовности личности. Им является душевность как психологический механизм взращивания духовности, основывающаяся на эмпатии - способности к сочувствию, сопереживанию, сорадованию другому человеку.

4. Процесс воспитания духовности личности обретает большую полноту, если учитывается ещё один критерий, в основу которого положен принцип деятельной любви. Духовный уровень личностного бытия более высок, чем нравственный, поскольку задается заповедью любви к людям и ко всему живому. Если основой нравственности является справедливость, то духовности - милосердная любовь. Высочайшим выражением духа человека является такое его состояние, когда своего ближнего любят не как себя, а больше, чем себя.

Любовь - это деятельная доброта, переходящая из плана теоретического в актуализированный и ценностно-деятельностный.. Она проявляется в глубинном общении (Г.С. Батищев), в совместном творческом труде и взаимопомощи. Духовная деятельность, как правило, бескорыстна и вознаграждается чувством удовлетворения от выполненного долга, проявлением альтруистических, гуманных чувств, что способствует гармонизации отношений личности и окружающего ее мира. Так, с точки зрения психологов, наиболее благоприятные условия для личностного развития личности создают просоциальная и, более того, эсхатологическая ориентации. Именно в последней вектор духовного совершенствования личности задан абсолютным требованием любви к Богу. Согласно христианским догматам, человек реально совершенствуется в деятельной любви [5].

Таким образом, содержанием данного критерия воспитания духовности личности являются поступки и дела человека, основанные на милосердной, деятельной любви к другим людям, Богу, проявляющиеся в форме жертвования ради блага ближнего.

Исходя из вышесказанного, «духовность личности как интегративное качество критериально определяется через постановку личностью перед собой смысложизненных вопросов и поиск ответов на них, эмпатию как основу душевности и деятельности, основанную на милосердной любви к другому человеку»[11].

Наконец, обратимся к вопросу воспитуемости духовности личности ребенка. В современных научных исследованиях отчетливо прослеживаются две позиции: педагогически-пессимистическая и педагогически - оптимистическая.

Сторонники первого подхода утверждают, что духовность не может быть сформирована «извне». Это специфическая особенность каждого. Человек индивидуален от рождения, оттого духовность в нем уже заложена изначально (от Бога или генетически). Поэтому процесс воспитания (или иначе - насилия) есть не что иное, как подавление личности.

Представители другого, оптимистического, подхода, которых подавляющее большинство, справедливо считают, что воспитание духовности личности возможно. Логику данного процесса можно рассматривать в следующих аспектах:

- через эмоционально-духовное осмысление окружающего мира формируются основные алгоритмы миропонимания; вырабатываются душевные защитные механизмы, предохраняющие индивидуальность от деформаций и унижений;

- через осмысление, углубление и развитие собственных духовно-душевных состояний, способствующих самосозиданию посредством рефлексию субъективных ценностей души осуществляется приобщение к истинным духовным ценностям. [11]

Мы предполагаем, что потенциал духовности заложен в каждом человеке от рождения, и необходимо лишь создавать соответствующие условиия для ее развития. В этом смысле духовность изначально дана всем, но по - разному. Учитывая генетические особенности психики, сознания, можно утверждать, что в каждом человеке могут развиваться в различной степени и предпосылки духовности, в том числе и в ходе специально организованного педагогического процесса, имеющего своей целью включение ребенка в широкий социо-культурный контекст освоения общечеловеческих ценностей.

Говоря о средствах, способах, путях формирования и развития духовности необходимо остановиться на нескольких ключевых моментах.

В связи с тем, что духовность формируется в процессе внутренней работы человека над собой, первое требование к организации воспитательного процесса: он должен быть личностно-ориентированным.

Связь духовности с интеллектуально-мыслительной стороной личности, позволять утверждать, что на формирование духовности будут работать этические беседы, формирующие когнитивный компонент духовности, дающие фактический материал, указывающие нормы и социально приемлемые формы проявления этих норм в поведении, но не сами по себе, а при интеграции с эстетическими видами деятельности

Связь чувственно-эмоциональной и волевой сферами личности подразумевает возможность влияния эстетических видов деятельности на мотивационный компонент, Формирующийся под влиянием чувственно-эмоциональной и волевой сфер личности. Искусство обладает большим потенциалом в этом отношении, т.к. способствует развитию эмоциональной отзывчивости и инициативной активности [1], эмпатии, являющейся самым ярким внешним (поведенческим) проявлением конструктивной направленности развитии духовности.

Какую же роль играют в нравственной сфере эмоции? Неужели их влияние на нравственное состояние человека столь значительно, что посредством развития эмоциональной сферы, мы можем повлиять и на духовно-нравственное развитие человека?

Эмоции в нравственной сфере выполняют различные жизненно важные функции:

  • оценки происходящего, т.е. делает человека способным к восприятию и различению явлений добра и зла, улавливанию внутреннего состояния другого человека, интуитивно оценивать происходящие события, отдельных лиц и их поступки и действия; (отражательная);

  • мотивация действий побуждение человека к совершению какого-либо конкретного поступка;

  • регуляции деятельности человека, когда эмоционально окрашенная потребность воспринимается как ценность, на достижение которой направляется конкретная деятельность.

  • Данные функции и роли, выполняемые эмоциями в нравственной сфере указывают нам на возможность опоры на эмоционально-чувственную сферу как индикатор позитивности или негативности проявлений личности. Безразличие равнодушие как эмоциональная бесцветность (неокрашенность) утрачивает функцию, свойственную эмоциям, – функцию оценки происходящего, в связи с чем, безразличный или другими словами эмоционально ограниченный человек, не накопивший богатой палитры эмоций, не может отличать зло от добра, соответственно, не испытывает угрызений совести, а следовательно, происходит духовная деградация человека.

    Какова же должна быть модель интеграции эстетических видов деятельности? На наш взгляд, одним из способов построения такой модели при изучении эстетической области знаний, может быть модель, выстроенная на основе метода семиотического анализа. Обоснование выбора метода семиотического анализа в осуществлении духовно-нравственного воспитания личности опирается на утверждение, что полноценное вживание в определенный тип культуры, участие в диалоге культур возможно лишь при условии понимания личностью кодов культуры, их особой моделирующей деятельности [8], определяющей не только семиотический текст объекта культуры, но и его этнокультурное содержание.

    Довольно интересную модель воспитания духовно-нравственной культуры с использованием метода семиотического анализа художественных произведений в своей статье представил В.А. Цагараев, cоискатель по кафедре педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ. По его мнению, эта модель может быть представлена как последовательность 6-ти этапов:

    I этап (аналитико-диагностический) изучение личности обучающихся в контексте социально-педагогической ситуации ее развития в образовательном процессе.

    II этап (денотативный или предметный). Передача фактологических знаний об истории создания художественного произведения, знаний о культуре и идеологии его времени, перипетий жизни автора, а также передача профессиональных знаний об искусстве: историей искусства, теорией композиции, цветоведением (символикой цвета), пониманием культуры рисунка и живописи.

    Педагог должен не только интерпретировать художественный язык произведения, но и объяснять учащимся художественный метод автора произведения, научить общаться с автором напрямую. Важнейшую роль при этом играет личность преподавателя, его профессиональная и методиская подготовленность, нравственные качества, его культура. Интерпритация произведений изобразительного искусства в данной методике обучения позволяет постепенно сформировать у учащихся потребность к овладению языком атрибутов и символов в искусстве. Именно это позволяет увидеть художественное произведение глазами ее создателя.

    Итогом данного этапа является овладение учащимися языком художественного образа, понимание смыслов, заложенных в нем автором при помощи законов композиции, цвета, света и т.п.

    III этап (коннотативный или эмоционально-ценностный) -внимание учащихся акцентируется на раскрытие смысла духовно-нравственных ценностей, заложенных в произведении. Раскрывается чувственный опыт личности, актуализируется переживание увиденного.

    Эмоциональное сопереживание позволяет укреплять духовно-нравственные принципы личности. «Образы, мысли, идеи не могут существовать без некоторого носителя, субстанции воплощения, и такой субстанцией является субъективное переживание. Человек может для сохранения перекодировать образы в ту или иную систему символов и знаков... но для того, чтобы стать достоянием другого человека, они должны быть им перевоплощены обратно, переведены из конвенционального, внешнего, во внутренний, живой носитель. Важно подчеркнуть, что... именно субъективное переживание является носителем психических образов».

    Внимание сосредоточено на интерпретации нравственного аспекта символа. Задача педагога — развивать эмоционально-положительное отношение к деятельности, направленной на выявление сокрытого в произведении символического текста о том или ином аспекте духовно-нравственной культуры.

    Итогом этапа является формирование интереса к этическим аспектам художественного произведения; к духовным смыслам, заложенным в него автором.

    IV этап (мотивационно-смысловой). Раскрытие значимости художественного произведения, его нравственных смыслов, пробуждение интереса учащихся к духовным (социально-нравственным, этическим и
    альтруистическим, творческим, эстетическим) смыслам, заложенным в произведении. Стимулируются мотивы этической деятельности, поощряется проявление таких волевых качеств, как настойчивость, инициативность, решительность, активность, стремление решать профессионально-этические задачи, саморегуляция, уравновешенность и выдержка.

    Стимулирование мотивов контакта с высокохудожественными произведениями искусства может помочь личности накопить разнообразный культурный и духовно-нравственный опыт, сформировать устойчивую систему этических и эстетических ценностей и связать с ними личностные качества учащегося. На этом этапе происходит формирование устойчивых и глубоких этических убеждений, принципов и идеалов, ориентирующих на духовные ценности и традиции родной культуры, что может составить основу будущего мировоззрения личности.

    V этап (организационно-деятельностный). Данный этап является результатом, проекцией предыдущих этапов на поведение личности. На этом этапе происходит активная подготовка к самостоятельной деятельности,
    самосовершенствованию профессионально-этических качеств, необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности, проверка своих профессионально-нравственных возможностей и способностей, закрепление творческого подхода к решению профессионально-этических задач, овладение методикой семиотического анализа произведений визуальной культуры.

    Сформированность ценностной позиции в отношении культуры общества и своей профессиональной деятельности способствует формированию способности к постановке профессионально-деятельностных целей и жизненных задач с учетом духовно-нравственных идеалов, убеждений и принципов.

    Пятый этап связан со становлением социально-значимого компонента духовно-нравственной культуры личности. На этом этапе осуществляется принятие нравственных норм общения, традиций коллектива, которые способствуют формированию коммуникативности, солидарности с коллективными нормами. Преобладание мотивов социального долга и лично-ответственной позиции в отношении сохранения народной культуры формируют устойчивую социокультурную направленность мировоззренческой позиции личности и готовность пропагандировать и популяризировать культурные ценности.

    В тоже время это этап саморефлексии, самоанализа. Ввиду этого в педагогическом процессе используются средства, приемы, способы этической рефлексии и целеполагания: самооценка решения этических задач, самооценка уровня сформированности нравственно-психологических качеств личности.

    На VI этапе (контрольно-оценочном) происходит выявление и оценка результатов обучения с применением метода семиотического анализа объектов визуальной культуры. Оценивается сформированность духовно-нравственной культуры личности. Осуществляется переработка информации, полученной по обратной связи, что позволяет увидеть и оценить результаты воспитания и самовоспитания, эффективность применения форм и способов самоорганизации нравственного саморазвития личности.

    Таким образом, данная модель воспитания осуществляется через интерпретацию смыслов, заложенных в произведениях искусства. Отличаясь нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов, образы художественного произведения являются первой ступенью к формированию духовно-нравственных понятий. «Чем богаче представлениями, ощущениями и эмоциями то чувство, в которое вводит нас художник, - пишет А. Бергсон, -тем большую глубину или возвышенность заключает в себе выраженный им образ прекрасного» [Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собр. соч. в 4-х томах. - Т. 1. - М.: «Московский клуб», 1992., С.58].

    На наш взгляд, принимая во внимание наработки современной психологической и педагогической науки данная модель может быть усовершенствована. Таковая личностно-ориентированная модель будет состоять всего из трех этапов.

    Первый - диагностический. Диагностика исходного уровня этической и эстетической культуры обучающихся позволяет выявить не только «сильные», но и «слабые» характеристики, требующие педагогической помощи, установление причинно-следственных связей, прогнозирующих тенденции формирования духовности личности.

    Но, так как выбор этической темы для беседы с учащимися и подбор художественных произведений, в которых эта тема наглядно присутствует, обусловлен программой предмета, то личностно-ориентированный подход осуществляется посредством активного вовлечения ребенка, у которого выявлена проблема в осмыслении и принятии ценности, актуальной на данном уроке. Обсуждение и «вынашивание», формулирвоание ценности как личностно значимой возможно только в диалоге в ходе обсуждения в круге.

    Второй мотивационно-смысловой и ценностно-деятельностный. Обеспечение условий для восприятия и создания своих произведений, непосредственно или опосредованно связанных с темой этической беседы. Осознание личностного смысла идейно-образного содержания художественного произведения и его выразительных средств обусловливает зарождение эмоций и личностно-значимых образов как основы для вынашивания духовно-нравственных ценностей в процессе восприятия, исполнения и создания продукта художественной деятельности.

    Третий этап — рефлексивный (самооценка). Содержанием данного этапа является согласование духовно-нравственных ценностей путем позиционирования своих и принятия других в процессе осмысления и вербализации оных всеми участниками круга. Задача педагога состоит в обеспечении условий для сверки субъективных ценностей с ценностями, заложенными в произведении его автором посредством передачи фактологических знаний об истории создания художественного произведения, знаний о культуре и идеологии его времени, автобиографических перипетий жизни автора, а также трансляции профессиональных знаний об искусстве: истории искусства, теории композиции, цветоведения (символики цвета), понимания культуры рисунка и живописи и др. К педагогическим задачам относится также и диагностика результатов обучения с применением метода семиотического анализа объектов визуальной культуры. Оценивается сформированность духовно-нравственной культуры личности. Осуществляется переработка информации, полученной по обратной связи, что позволяет увидеть и оценить результаты воспитания и самовоспитания, эффективность применения форм и способов самоорганизации нравственного саморазвития личности.

    Опубликовано в сборнике:

    Педагогика XХI века:

    проблемы и перспективы художественного образования:

    Материалы Всероссийской научно-практической конференции,

    21-22 ноября 2007г. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2007г. – Ч.2. – 84с. Стр. 63-72.

    скрипт статистика посещения                                                               При использовании материалов сайта  ссылка обязательна.   

     

    Яндекс цитирования

     

    Отправить сообщение дл: onichka@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
    Дата изменения: 15.07.2008
    Hosted by uCoz