Некоммерческое партнерство

           "Детская школа хорового пения"           

Домашняя
Вверх
О школе
Перспективный план развития школы на 2007- 2010 гг
Устав НП "Детская школа хорового пения"
Обучение
Предметы
Наши учителя
Хоровые коллективы
Наши выпускники
Дети о школе, учителях и друзьях
Правила ученика
Модель выпускника
Архив новостей

Формирование духовно-нравственных ценностей

средствами искусства (литературы, музыки, ИЗО)

 

Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо, прежде всего, отметить, выделяемую ныне современными методистами, духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает духовность, эту «неуловимую силу, не поддающуюся строгому определению и проявляющуюся в нашем понимании, мировосприятии, мироотношении, определяющих смысл нашего существования» [1]. На них затем выстраиваются ценности, потребности, мотивы деятельности, предопределяющие усидчивость, работоспособность и успешность любого предприятия. Духовность на уроке проявляется как процесс продвижения к истине в ходе познания. Но духовность бывает и светлой, и темной. Светлая духовность – духовность нравственная – соблюдение законов общественного и личного бытия, предопределенных свыше и признанных человечеством как ценности. Потому нравственный урок – это явление любви, добра, миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия. Без нравственности нет Истины как таковой, что делает ее поиск бессмысленным. Духовно-нравственная природа урока проявляется в том, что именуется «со-бытийностью» - «со-бытийностью с миром познающего человека».

Как же достичь «со-бытийности»? Многие современные психологи и педагоги неустанно повторяют, что такое достижение возможно при личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании ребенка. Но важно помнить еще и о том, что в решении данной проблемы весьма действенным средством может оказаться обращение к произведениям искусства и их духовно-нравственному потенциалу.

Нам представляется уместным обратиться к основоположнику немецкой классической философии Иммануилу Канту, дабы проследить связь эстетического чувства с духовными видами деятельности. Анализируя систему, выстроенную Кантом, легко заметить, что эстетика является связующим звеном между «чистым разумом», т.е. знаниями, и «практическим разумом», т.е. поведением. Следовательно, можно сделать вывод о духовно-нравственном потенциале искусства.

Этот факт подтверждает и другой пример. По мнению Сосунцова Е.Ф., в большинстве дети заняты лишь самими собой. Они искренно считают сами себя центром, вокруг которого движется весь мир (как это было названо несколько позже психологами, переживает состояние эгоцентризма). Поэтому ребенку необходимо показать, что «кроме него есть другие существа, весьма часто лучшие, чем он сам, страдающие от неправды, от злобы, от капризов детей. Только при отрешении от взгляда на себя, как на центр мира, ребенок может почувствовать стремление к источнику всякого добра – к Богу и желание осуществить в своей жизни требования этого Всеблагого Существа. Без развития в детях чувства внимания и любви к другим не мыслимо глубокое проникновение детей высокими религиозными истинами, и семя добра в детские души сеется как на каменистую или придорожную почву, на которой никакого плода вырасти не может. Умягчению человеческого сердца, подготовке его к восприятию всего доброго в значительной степени содействует всякое искусство и в особенности поэзия» [2].

Изображение человеческого горя, подвигов и красоты любви и самоотверженности ради ближних служит темой во многих, или вернее в большинстве книг детской литературы.

Человек притягивается тем, что он считает высшей нравственной силой. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Каждый человек не столько сообразует свои действия со своими мыслями, сколько подражает действиям других людей, а иногда подвергается внушению со стороны этих других. Хорошо составленный и приспособленный к пониманию читателя рассказ может оказать значительное влияние на его поступки, и писатель посредством книги может внушить читающему те или иные действия. На взрослых книга влияет в значительно меньшей степени, нежели на детей. Но необходимо, чтобы книга была вполне доступна детям по языку и по содержанию.

Чтение рассказов весьма оживляет преподавание и затрагивает в детских душах такие струны, до которых простыми рассуждениями и назиданиями добраться невозможно. Одаренный талантом писатель умеет стучаться в такие двери человеческого сердца, которых простой человек и не заметит. Всякий же художественный рассказ вызывает напряжение всех душевных сил ребенка занимательностью изложения, драматизмом, красотой образов и изяществом слога.

Вхождение искусства в духовный мир подростка начинается с познания красоты слова. Самое доступное и в то же время самое могучее искусство — это художественная литература. Познание красоты слова является первым и важнейшим шагом в мир прекрасного.

Искусство облагораживает и воспитывает человека так же, как и наука, действующая на человека идеей и выражением ее в словах. Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении рассказа графически ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое соображение и побуждается к сознательному отношению в изложении не только главного, но и подробностей. А, обдумывая и размышляя относительно изображения известных лиц и событий, ребенок ставит себя невольно в более близкие отношения к этим предметам и вкладывает в дело свою любовь.

Произведения изобразительного искусства — еще одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое, благородное видение мира. Живопись утверждает в юной душе чувство величия и красоты человека, поднимает человека в его собственных глазах.

Рассматривание картин — такой же сложный способ эмоционально-эстетического влияния, как и музыка. В детские годы конкретность, образность мышления осложняют воспитанникам раскрытие обобщающего содержания изобразительного искусства, но и это преодолимо. Можно использовать картины известных художников, для объяснения даже некоторых абстрактных понятий. Так на память приходят:

  • «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, рассуждая о которой, необходимо остановить свое внимание на жертвенной любви Бога к человеку и на проблеме предательства;

  • «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова, изображающая всеобъемлющую материнскую любовь и заботу о будущем ребенка;

  • «Христос и грешница» Василия Поленова и «Возвращение блудного сына» Рембрандта, говорящие о прощении раскаивающегося грешника;

  • «Медный змей» Федора Бруни, повествующий о спасении людей Богом, многие, многие другие не менее известные работы не менее известных авторов.

  • Интересный переход от душевного (эстетического) воспитания к духовному (религиозному) предлагает также известный методист Л.В.Сурова в своей книге «Мироведение»[3]. Она отмечает, что произведения имеют всеобщее значение, если они о любви, преданности, верности, о труде, служении, но и об эгоизме, предательстве – в общем о борьбе добра и зла, потому, что это было единое для всех Откровение. Но каждый народ облекает его в «плоть» своей культуры. Поэтому современный человек живет не только внутри своего народа, но чувствует себя причастным всей мировой культуре, так как каждый из нас – духовная частица всего человечества. Вопрос о творчестве самого человека. Приобретает новое звучание, если человек рассматривается как со-творец Бога, так как в седьмой день творения, длящийся до наших дней, Господь почил от дел, тем самым, предоставив человеку возможность творить (создавать, условно говоря, «из ничего»).

    Что же касается музыкальных произведений, то можно найти громадное количество произведений не только классической, но и написанных специально для детей, в которых в более легкую и доступную для восприятия детей форму заключено содержание, способное нравственно образовать и воспитать ребенка.

    Больше того, сошлемся на пример священника Бориса Ничипорова, считавшего, что, разобравшись в том, как мы хотим устроить свое воспитательное дело, нужно приступить к тому, «кто есть пришедшие к нам дети? На что способны, чем интересуются? Слушают популярную музыку? Послушаем ее и мы. Не для того, конечно, чтобы предаться любви и веселью, как призывают рок-кумиры и поп-звезды. Нет. Послушаем, чтобы понять, что в этих песнях более-менее талантливого и не безнравственно. Извлечем это «более-менее ничего» из раздражающей слух ритмики и включим вместе с духовными и народными песнопениями в репертуар детского хора». Совершаем ли мы в этот момент нечто предосудительное в духовном смысл? По мнению отца Бориса, «конечно, нет». Просто мы не тешим себя иллюзией перетащить детей за собой сразу через несколько ступенек вверх. Мы как бы подставляем под ноги детей маленькую ступенечку, которая, несмотря на свою малость, хоть немного, отделит их от вкусов и взглядов толпы. Они на эту ступенечку из интереса взбираются так легко и естественно, что даже этого не замечают, но наиболее грубые проявления в музыкальной культуре при этом остаются позади, тогда как столь важная для детей и подростков форма остается как будто в неприкосновенности – хор поет современные песни и его участники ощущают свою включенность в современность. Если кого-то удерживают популярные песни, что ж будем рады и этому. Будем пользоваться выигранным временем, будем образовывать детей, будем воспитывать их вкусы, будем демонстрировать им более совершенные образцы музыки и певческого искусства – все это возможно, но только тогда, когда ребенок каждый вечер сам приходит к нам на занятия, а не нам приходится гоняться за ним с назидательной целью по школам и подворотням. Иначе будет еще одна совершенно оторванная от реальности православная структура и узкий круг в два десятка совершенно не готовых к жизни рафинированных детей на весь город, которые, к тому же кичаться своим отличием от всех остальных, своей какой-то особенной избранностью[5].

    Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в духовном развитии человека. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. И, если словом ограничивается проникновение воспитателя в сокровенные уголки юного сердца, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение — музыка, воспитание не может быть полноценным.

    Музыка и пение могучее средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир в том, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.

    Для становления человека в годы отрочества искусство имеет исключительное значение. Познавая, подросток должен чувствовать себя счастливым человеком, переживать полноту творческих сил. Это возможно, если сфера познания включает в себя все прекрасное. Познание искусства — широкое, многогранное понятие. Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души — постижением прекрасного. [4]

    Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений литературы, музыки и изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом, обнаруженном еще Кантом, а до него Святыми Отцами Церкви, и со своей совестью, являющейся личным судьей каждого человека.

    Использованная литература

    1. В.С. Безрукова. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М.: «Сентябрь», 2004. – (Биб-ка журнала «Директор школы»).

    2. Сосунцов Е. Религиозно-нравственное воспитание в школе. Казань, 1913.

    3. Сурова Л.В. Мироведение. – Клин, 2004.

    4.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – М., 1979 .

    5. Церковь, дети и современный мир. Издание третье. Издательство Московской патриархии. М., 2000.

    Статья опубликована в сборнике

    Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога:

    Материалы научно-практической конференции. –

    Тверь, Твер. гос. ун-т, 2006. – Вып.5 Стр. 349-353

     

     

     

    скрипт статистика посещения                                                               При использовании материалов сайта  ссылка обязательна.   

     

    Яндекс цитирования

     

    Отправить сообщение дл: onichka@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
    Дата изменения: 15.07.2008
    Hosted by uCoz