Департамент образования                                                                            

Собор Вознесения Господня 

 

Некоммерческое партнерство

"Детская школа хорового пения" г. Тверь     

 

Домашняя
Вверх
Фестиваль добрых дел
О школе
Наши учителя
Предметы
Конспекты уроков
Хоровые коллективы
Перспективный план развития школы на 2007- 2010 гг
Устав НП "Детская школа хорового пения"
Дети о школе, учителях и друзьях
Правила ученика
Модель выпускника
Архив новостей

 

 

  

Некоторые психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания

по программе тверского учителя Екименковой В.М.

«Православная этика»

Сметанина Алена Юрьевна - Зам. директора по учебно-воспитательной работе,

преподаватель Закона Божия и церковно-славянского языка,

аспирант и преподаватель кафедры Дошкольной педагогики и психологии

Тверского государственного университета.

 

Вера вообще как интегративное, системообразующее свойство психики и регулятор поведения заключается в принятии человеком духовных заповедей и сведений, об эмпирических или логических основаниях эмоционально – нравственного поведения.

Зарождение у детей религиозных воззрений, по мнению психологов, происходит вследствие свойственного ребенку антропоморфизма и мифологического восприятия мира, детской подверженности стихийному влиянию социального окружения, что обуславливает процесс верообразования как относительно независимое от сознательного осмысления детьми формирующихся религиозных представлений, взглядов, убеждений. Это обеспечивает мотивацию нравственно–духовного поведения.

С одной стороны, особенности младшего школьного возраста благоприятствуют тому, что этическая сторона духовности оказывается близкой нравственному мироощущению детей. Судя по ответам учащихся, симпатии 73% младших школьников в ситуации «нравственных предпочтений» оказываются не на стороне бойких, сильных ребят, кто в ответ на обиду готов «дать сдачи» и не позволяет «провести себя», а на стороне не вступающих в драки, готовых простить обидчика, доверчивых детей. С другой стороны, нравственные представления младших школьников имеют тенденцию к размыванию по мере взросления: каждый десятый выпускник начальной школы относит к антиценностям такие нравственные отношения как примирение и любовь, расценивая первое как признак трусости, второе – как образец «плохого поведения в барах и ресторанах», а нравственные характеристики «послушный», «скромный» перестают указываться детьми среди положительных качеств. (С.Г. Макеева Этноконфессиональный аспект духовно-нравственного воспитания в курсе чтения /Начальная школа. 2002. - №4.)

В православной педагогике ставятся следующие задачи воспитания:

- развитие в детях духовных и лучших душевных качеств: смиренномудрия, послушания, миролюбия, уважения к личности человека, развития воли, дисциплинированности, ответственности и других нравственных качеств;

- знакомство детей с зарождением плохих поступков, научить осознанному выбору добра, учить умению прощать плохие поступки друзей, противостоять злу, помочь выработать такие качества характера, как миролюбие, доброта, незлобие, правдивость, долг, скромность, смирение;

- развитие личности, обладающей не только прочными святоотеческими знаниями, но и прекрасной внутренней духовностью.

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «образ» в значении «икона», а если заглянуть в Ветхий Завет, там найдем такие слова: «И сотворил Бог человека по образу и подобию. Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1,27). Под образованием понимается восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сторон, но при этом должен быть соблюден иерархический принцип.

Приоритетным является духовное развитие, хотя физическая и душевная сторона ни в коем случае не исключается из этого процесса. В православной традиции, когда речь идет об образовании, имеется в виду образование Духом Святым, т.е. Бог открывает истинные знания человеку по мере подготовленности человека к получению этих знаний.

Воспитание же, с точки зрения Православия, поставлено правильно только тогда, когда понимается как спасение. Именно в этом случае воспитание обретает смысл подготовки к вечной жизни уже на земле. Для православного мировоззрения спасение не возможно вне Церкви. Воцерковление приводит к спасению, поэтому воспитание определяется как процесс воцерковления. Под воцерковлением понимается не только религиозное воспитание. Воцерковляться – значит освятить верой весь круг понятий и практическую жизнь человека. При этом целью является не развитие личности само по себе, а спасение души. Без спасения развитие понимается как самореализация, которая часто питает гордыню. Православная же педагогика есть лишь средство и совокупность знаний, которая должна служить конечной цели – соединению с Богом или обожению. На самом деле путь православной педагогики – это путь от мышления к созерцанию, от познания к опыту. Светская педагогика понимает человеческую жизнь как ограниченный временной период, законченный и самоценный.

Православная педагогика мыслит иными категориями, рассматривает бытие человека в категориях вечности и бессмертия. Для нее ценна конкретная личность, которая связана ответственностью перед Богом, причем не только за свою жизнь, но и за развитие исторических и культурных традиций народа, частью которого она [личность] является.

Под духовной жизнью светская педагогика понимает лишь ее психологическое проявление, старается избегать признания реальности духовного мира. Часто в секуляризованной педагогике духовное подменяется душевным, причем эта традиция проявляется не только в педагогике и психологии, но и вообще при рассмотрении культурно-исторических проблем. Православная педагогика признает реальность духовной основы человека, реальность духовного мира. Опыт православного воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека только через развитие его психофизических функций, нельзя прийти к духовному росту только через развитие интеллекта, воли и чувств.

Еще одно важное отличие светской педагогики от православной состоит в том, что, как отмечают многие христианские исследователи, понятия добра и зла в светской педагогике носят относительный характер, тогда как для православной педагогики эти понятия абсолютны: зло нельзя оправдать и эстетизировать.

Итак, мы рассматриваем образование как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, и соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте. (Прот. Евгений Шестун. Православная педагогика. М., 2001)

Образование в данном понимании помогает младшему школьнику в овладении нравственными нормами поведения, сложившимися и принятыми в нашем обществе (имеем в виду не только современное состояние данного общества, но и культурологический аспект его исторического развития), формирует умения и навыки осознанного поведения, соответствующего нормам, освоенным и декларируемым самим ребенком. Естественно, стержнем для осознанного поведения должно стать осмысление того, что Бог Всеведущ, и мы несем ответственность за свои поступки не только перед людьми, которых должны любить как самих себя, но еще больше перед Богом, нашим Творцом.

«Воспитывать детей без опоры на тот духовный пласт, который стал бы главным мерилом в их сознании, нельзя. Если не объяснять им, почему именно так надо поступать, т.е. давать им этику без основ христианской нравственности, это все равно, что надевать на грязное тело чистую одежду. Дети, не имеющие такой опоры, могут поступать так, как их научили: извиниться, если они кого-то обидели, не кричать, не толкаться, постучаться при входе в помещение и т.д. Но когда они остаются одни, без присмотра, то наши наставления тут же забываются. Православная этика позволяет человеку сознательно управлять своими эмоциями, желаниями, дает ему опору в жизни.». (Екименкова В.М. Вера исправляет сердца. М., 1996)

Известно, что новообразованиями младшего школьного возраста являются:

- произвольность психических процессов (внимания, памяти и, что особенно хотелось бы подчеркнуть, поведения);

- внутренний план действий;

- самоконтроль;

- рефлексия;

- ориентация на группу сверстников (внеситуативная – личностная).

Хотелось бы более подробно остановиться отдельно на каждом новообразовании и рассмотреть их связь с реализацией предлагаемой нами программы.

Рассматривая произвольность психических процессов (поведения в частности), мы можем говорить о том, что, основываясь на требовании взрослого, ребенок способен концентрировать свое внимание в тот период времени и на такой его промежуток, на который необходимо активизировать внимание и память. И самое главное, оценив ситуацию, может выбрать стиль поведения, соответствующий требованиям в данной ситуации, другими словами приняв систему декларируемых ценностей, способен выстраивать свое поведение в соответствии с ней.

Формирование внутреннего плана действий так же сыграет свою положительную роль при введении данной программы. Ребенок становиться способным, не предпринимая каких-либо конкретных действий, мысленно оценить эти действия и их последствия для себя и окружающих, понять есть ли необходимость и смысл в данных действиях или нет. При обретении какого-либо знания и переведения его во внутренний план действий ребенок актуализирует его для себя и принимает его как образ жизни, делает его своим достоянием. Когда знание переходит в навык, образ жизни, мы можем смело говорить: для ребенка стало личностно значимым (то есть частью его самого, его жизни), все то, что он узнал и может теперь применять.

Формирование и действие самоконтроля также имеет не последнее значение. Он обеспечивает ребенку возможность, после принятия решения, не ожидать контроля со стороны взрослых, а самому проконтролировать свои собственные действия, правильность поступков, их следование ценностям, декларируемым ребенком.

Способность к рефлексии – это не только возможность взглянуть на себя в прошлом со стороны, но и, как нам мыслится, один из главных инструментов, к которым мы можем прибегнуть в формировании духовного самосознания личности, точнее же говоря, ребенка, как личности.

Ориентация же на группу сверстников, присущая также для данного возраста в качестве новообразования, а, следовательно, выраженная достаточно ярко в данный период, может сыграть злую шутку с ребенком. В особенности же с ребенком, который еще не принял тот новый мир, что предложен ему взрослым, и не укрепился в осознании его как собственного образа жизни. Потому, считаем необходимым, вводить воспитание такого типа в образовательную систему светской школы, с целью обеспечить детям возможность ознакомления с данным пластом культуры и этики, а, как следствие, и образом жизни православных людей, позволяя тем самым ребенку совершить осознанный выбор в дальнейшем.

Но кроме всех этих новообразований у младших школьников еще сохраняется авторитет взрослого: будь то родители, или же учитель. Посему на этот аспект также следует обратить свое внимание.

Таким образом, прежде воспитания и образования ребенка, педагогу необходимо воспитать и образовать и себя, и родителей в тех рамках и условиях, в которых он собирается проделать это с ребенком.

Допустим, мы выполнили эту первоначальную задачу. Что дальше? Как сделать так, чтобы знания ребенка не остались знаниями чистой воды, чтобы они перешли в умение, умение в навык, образовали внутренний план действий, стали образом жизни, другими словами, чтобы преодолеть разрыв между моральными знаниями и поведением?

В практике воспитания часто встречается существенный недостаток – не учитывается такой момент, как необходимость при обучении детей морально-этическим нормам, исходить, прежде всего, из их собственного опыта, создавая при этом условия для «упражнения» в поведении, соответствующем определенной норме, качеству. В предъявлении детям нравственных знаний, часто отсутствует какая-либо система, они даются фрагментарно, от случая к случаю.

Хотелось бы подчеркнуть, что попытка внедрить в сознание школьника такие моральные принципы, которые в силу своей отвлеченности превосходят его теоретические возможности, не только бесполезна, но и вредна, поскольку ведет к формальному усвоению нравственных принципов. О последствиях этого предупреждал еще К.Д. Ушинский: "Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут производить на него никакого влияния"».

Эти и другие недостатки в нравственном воспитании школьника приводят к разрыву между его моральными знаниями и моральным поведением.

Программа В.М. Екименковой, учитывая все эти особенности рассматриваемого возраста (младший школьный возраст) и необходимость ликвидации разрыва, представляет собой органичное сочетание доступности, возможности восприятия, системности в изложении материала. В ее основу положены следующие принципы:

1) доступность в освоении выражена в использовании литературных произведений для детей, которые рассчитаны как раз на тот уровень развития ребенка нравственного опыта ребенка, которого он [ребенок] достиг; знание дается на основе уже имеющегося у ребенка опыта, но задания направлены на зону его ближайшего развития.

Программа действительно учитывает соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниям, когда этот опыт делает возможным применение данного знания в поведении. Выражается это в самом построении программы;

2) постановка перед детьми специальных задач по вычленению общего нравственного содержания различных поступков и выражению его в словесной форме, наличием художественных произведений, анализа текстов по предлагаемым к ним вопросам. Дети слушают художественное произведение, затем вместе с учителем разбирают и анализируют его, делают выводы, и выражают в словесной форме содержание тех или иных поступков, при необходимости «дают совет» герою, как лучше поступить;

3) осмысление художественных текстов (учитель побуждает детей ставить перед собой нравственные вопросы и помогает найти на них ответы. Это происходит также при использовании художественных текстов и при их анализе);

4) вооружение детей специальными средствами, требующимися для применения нравственных знаний;

5) постоянное оценивание поведения детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овладеть;

6) Общеизвестные дидактические принципы:

- принцип природосообразности;

- принцип экологизации знаний;

- принцип интеграции знаний;

                        - краеведческий принцип;

                        - принцип патриотичности воспитания;

7) Самый важный принцип – принцип практической направленности.

Опыт реализации данной программы показывает ее эффективность в самом важном и сложном вопросе – в формировании внутренней , духовной культуры ребенка, в воспитании нравственного стержня, поддерживающего еще неокрепшую личность младшего школьника в столь нелегкой и противоречивой, а подчас и жестокой современной действительности.

Возможно, «Православная этика» - это и есть та «дорога к Храму», проверенная веками, и данную программу, на наш взгляд, следовало бы ввести в нашу общеобразовательную школу, хотя бы в качестве факультатива.

Вестник ЛОИРО: Информационное научно-методическое издание. -СПб:

Ленинградский областной институт развития образования,

2003 - №2. Стр. 113-119.

НОВОСТИ

Объявлены новые конкурсы

Завершились конкурсы Фестиваля добрых дел

Поздравляем Завуча по воспитательной работе и преподавателя Закона Божия и ЦСЯ Сметанину Алену Юрьевну с отличной защитой диссертации.     С авторефератом диссертации можно ознакомиться здесь

Монографию этого же автора  можно найти здесь

 

 

 

 

 

 

                                                              При использовании материалов сайта  ссылка обязательна.   

 

 

 

с вопросами и замечаниями об этом веб-узле: onichka@yandex.ru
Дата изменения: 04.02.2009
Hosted by uCoz