II.
Активизация знаний (повторение изученного материала)
Постановка цели урока и постановка проблемы |
Мы с вами зажигаем
свечу, о чем она вам напоминает?
Вспомните, какие 3
части составляют человека и каким частям свечи их можно уподобить?
Что такое Дух?
Какие свойства духа вы
знаете?
Какие свойства/силы души
вы знаете и для чего они нам даны?
Что помогает нам понять
правильно ли мы поступаем, или нет?
Откуда она узнает, что
правильно, а что нет?
Сегодня мы с вами
продолжим разговор о душе человека и узнаем, почему люди такие разные.
Запишите тему урока.
Можете ли вы уже сейчас
объяснить это?
Молодцы. А сейчас
давайте проверим, верно ли мы догадались. |
Зажигают свечу те, кто
хорошо себя вел на прошлом уроке.
Тело, душа и дух. Тело –
воск, душа – фитиль, дух – огонь.
Дух отличает нас от
животных, т.к. Господь нас сотворил, вдохнув в нас Свой Дух, высшее
проявление души.
Любовь, Патриотизм,
Долг.
Чувства
– чувствуем наши состояния и желания, радость и боль другого, можем
сочувствовать ближнему (милосердный самарянин, Малиновка); разум
– наши мысли, можем думать, размышлять правильно ли мы
поступаем; воля – помогает нам совершать поступки о
которых мы думаем и которые хотим совершить, т.е. осуществить наши
желания и мысли.
Совесть.
В каждом человеке
заложен нравственный закон, а его внешние ориентир, маяк, критерий
правильности нашего внутреннего закона – заповеди, данные нам Богом. Мы
часто попираем внутренний закон и становимся неспособны им
воспользоваться.
Наша нравственность
должна развиваться под действием и внешнего и внутреннего закона.
Разные предложения. |
IV.
«Открытие» нового знания
Беседа по рассказу.
Беседа по рассказу
Интеграция с ИЗО
Беседа
Интеграция с музыкой.
Беседа |
Послушайте рассказ уже знакомого вам писателя Б.Ганаго.
Рассказ называется «Мой гриб! Мой!»
Дедушка с внуком пошли в лес за грибами. Дед – грибник опытный, знает
лесные секреты. Ходит он хорошо, а вот нагибается с трудом – спина может
не разогнуться, если резко наклониться.
Внук же юркий. Заметит, куда дедушка устремился, - и тут как тут. Пока
дедушка поклон грибку сделает, внук уже кричит из-под куста:
-
Мой гриб! Я нашел!
Промолчит дедушка и опять отправляется в поиск. Только увидит добычу,
внук опять:
-
Мой гриб!
Так и вернулись домой. Внучек показывает маме полную корзину. Та
радуется, какой у нее грибник замечательный. А дедушка с пустым лукошком
вздыхает:
-
Да… Годы… Староват стал, староват…
Но, может, дело совсем не в годах, да и не в грибах? И что лучше –
пустая корзинка или пустая душа?
Понравился ли вам рассказ?
Кто из героев вам понравился? Почему?
Что плохого сделал внук?
Какую заповедь он нарушил?
Как бы вы поступили на его месте?
Какой поступок был бы правильным?
Кого вам было жалко? Почему?
Могли бы вы помочь этому человеку? Чем?
Что же хуже пустая корзинка или пустая душа? В чем ее вред?
Какая может быть душа в противоположность пустой душе внука?
В чем ее богатство?
Запишите кратко вывод, к которому мы пришли.
Если душа человека служит только телу (откликается на
потребности тела) пустая, то такая душа сродни душе животных. Но
человеческая душа имеет одну особенность, которая отличает ее от души
животных или растений. Об этой особенности мы с вами сегодня уже
вспоминали – высшее проявление души человека – дух, который тянет ее к
Богу, Небу. Чем сильнее развит дух, тем более духовным становится
человек, тем крепче связь с Богом. Тогда человек становится лучше и
чище. «Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4:
7). Даже маленькие дети могут совершать дела достойные удивления.
Послушайте еще один рассказ этого же автора. Как его
озаглавить вы мне скажите сами после того как я его прочитаю.
В одной московской школе
перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две…
Телефона у Левы не было,
и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Левина
мама. Лицо у нее было очень грустное.
Ребята поздоровались и
робко спросили:
- Почему Лева не ходит в
школу?
Мама печально ответила:
- Он больше не будет
учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лева ослеп и сам ходить
не может…
Что сделали ребята, почему?
Педагог читает дальше: Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
- А мы его по очереди в
школу водить будем.
- И домой провожать.
- И уроки поможем
делать, - перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза
навернулись слезы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя,
ощупывая путь рукой, к ним вышел Лева с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только
теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом.
Лева с трудом сказал:
- Здравствуйте.
- И тут со всех сторон
посыпалось:
- Я завтра зайду за
тобой и провожу в школу.
- А я расскажу, что мы
проходили по алгебре.
- А я по истории.
- А я…
Что случилось дальше?
Лева не знал, кого
слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились
слезы.
После ухода ребята
составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто
будет гулять с Левой и водить его в школу.
В школе мальчик, который
сидел с Левой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока
то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс,
когда Лева отвечал!
Что чувствовали ребята?
Как все радовались его
пятеркам, даже больше, чем своим!
Учился Лева прекрасно.
Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объяснить урок другу,
попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того,
зимой они стали водить Леву на каток. Мальчик очень любил классическую
музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…
Школу Лева закончил с
золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья,
которые стали его глазами.
После института Лева
продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным
математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей,
прозревших для добра.
Понравился ли вам рассказ? Чем?
Как бы вы его озаглавили?
Автор назвал его «Прозрение». Как вы считаете почему? Какое
прозрение имел в виду автор?
Ребята из рассказа «Прозрение» отличаются от внука из
рассказа «Мой гриб! Мой!»?
На кого из ребят вам хотелось бы быть похожими?
Мы с вами прочитали 2 рассказа, в которых автор показал
нам разных людей. Каким способом автору это удалось сделать, что он
использовал?
Верно. Запишите в свою тетрадь, какое средство
использует писатель для изображения разных людей.
Как вы думаете, можно ли в других видах искусства – в
музыке, изобразительном искусстве – показать разные состояния души
человека?
Сейчас я предлагаю вам посмотреть, как и с помощью каких
средств, художник может изобразить разных людей и состояния их души.
(Рассматриваются
изображения
двух разнохарактерных старушек, созданные специально для этой темы
педагогом, используя прием передачи характера героя через предметы,
которые его окружают, одежду героя, выражение лица, цветовые
соотношения).
Запишем в тетради эти
средства.
Давайте послушаем отрывочки из музыкальных произведений, и
вы мне скажите, образ какого человека нарисовал нам композитор.
Прослушивание
произведений.
Чайковский П.И. Вальс из балета «Спящая красавица», Мусоргский М.П.
«Баба-Яга» (из сюиты «Картинки с выставки»)
Запишем в тетради средства, используемые композитором. |
Да.
Варианты.
Собирал грибы, которые
приметил дедушка, но не успел за ними нагнуться, в свою корзину.
Чти отца твоего и матерь
твою…, т.е. старших.
Не пожелай… Не укради.
Возлюби ближнего своего
как самого себя.
Варианты.
Положить гриб,
примеченный дедушкой в его корзинку.
Дедушку, он старенький и
не успевает нагибаться за грибом, а внук его опережает и кладет грибы в
свою корзину.
Внука, у него пустая
душа.
Да. Варианты.
Пустая душа. Человек
груб, не замечает никого вокруг, в нем нет жалости, постоянно думает
только о себе.
Она любвеобильна,
милосердна, добра, отзывчива, способна сочувствовать чужому горю.
Варианты
Да. Варианты.
Варианты.
Многие прозрели ради
добра. Прозрение очами духовными.
Да.
На ребят из второго
рассказа.
Слово.
Да.
Краски, линии, образы.
Лад (мажор, минор),
регистр, отрывистость при исполнении (стокато) |