Некоммерческое партнерство

           "Детская школа хорового пения"           

Домашняя
Вверх
О школе
Перспективный план развития школы на 2007- 2010 гг
Устав НП "Детская школа хорового пения"
Обучение
Предметы
Наши учителя
Хоровые коллективы
Наши выпускники
Дети о школе, учителях и друзьях
Печатные работы педагогов
Правила ученика
Модель выпускника

Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей

         Семинар руководителей и учителей воскресных школ  в  г. Твери

27.05.2006

Тема нашего доклада «Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей». Выбор данной темы можно обосновать следующим.

Во-первых, сказка издавна считается средством народной педагогики, стоит вспомнить, что сказка зародилась еще тогда, когда люди имели весьма смутные представления о том, что такое педагогика как мы ее теперь представляем. И при помощи сказок происходило обучение, в том числе, и нравственным нормам.

Да и современная педагогика указывает нам на громадное количество достоинств сказки. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так.

Сказка развивает оценочные суждения школьников; в процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что (какие качества) больше всего ценится в людях? За что наказывают, а что поощряют? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?»

Большой потенциал положительных нравственных поучений (в педагогическом смысле этого слова) несут в себе сказки.

«Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему» — такова основная мысль русской народной сказки «Заячьи слезы»; заботливому и чуткому отношению к матери учит татарская сказка «Три сестры»; «за добро отблагодарят добром» — к такой мысли приводит детей русская народная сказка «Гуси-лебеди»; вознаграждения и уважения достоин человек, который хочет трудиться, а ленивый и злой сам себя наказывает — об этом повествует нанайская сказка «Айога»; не будет счастлив тот человек, который другим желает несчастья и смерти,— этому учит русская народная сказка «Морозко»; о том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка, рассказывается в сказке «Петушок и бобовое зернышко».

Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению.

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка — ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок» (30).

Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки. В народной сказке о своей жизни повествует сам ее создатель — народ. Однако главная ценность заключается не столько в показе отдельных моментов жизни народа, сколько в самом подходе к изображению народа. Народ талантлив Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Не в этом ли притягательная сила сказки — начало движения к светлому, великому — от самосознания личности к самосознанию народному. Если это так, то сказка помогает преодолевать скептицизм, мистику, дает силы для движения вперед, потому что мечта — это всегда завтрашний день, это надежда.

Сказка никогда не стареет. Она всегда современница родившегося дня, его проблем, потому что она утверждает высшую человеческую правду и красоту. В яркой поэтической русской народной сказке «Гуси-лебеди» три параллели — ответственность, послушание, трудолюбие, соединившись, они развертываются в глубокую науку нравственности: как бы тебе ни было плохо, умей слышать другого. Способность участия в беде другого, когда и самому-то тяжело, признается в народе высшим нравственным качеством — богатством души, человечностью. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий...

Со-страдание, со-весть, со-участие, со-чувствие, со-действие — это основы человеческого достоинства, чести — по строгой оценке народа. Именно в этом и состоит воспитательная ценность сказки, сущность исторического процесса осмысления и отбора, утверждения и восхваления высших нравственных качеств, признаваемых сегодня общечеловеческими.

Глубоко диалектическое по сущности своей, мудрое и гуманное понимание красоты человеческой раскрывается в сказках, построенных на противопоставлении внешнего и внутреннего — «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Волшебное зеркальце». И так в них все задумано и показано, что порыв молодости — увлечение внешним или первое разочарование в ожиданиях — растворяется, плавится в огне верности, преданности, сострадания любящего сердца, заслужившего ответное чувство. А если идти за народной мудростью дальше, то не только любовь, но и все человеческие достоинства и пороки, противопоставленные в реальных жизненных ситуациях, не только умудряют пониманием — люди разные, есть и плохие, и хорошие, но и нравственно укрепляют и объединяют людей. Силой объединения выступают неизменно в народных сказках правда, искренность, доверчивость, щедрость, отзывчивость, душевная мягкость, уступчивость, безунывность, оптимизм.

Любит народ честных, смышленых, ловких, смелых. Ведет их через испытания, потери, ошибки к нелегкой победе. Ненавистничество, хоть самое изощренное, лютое, даже если и взяло верх, - - истощится, «изойдет» перед неисчерпаемостью народной доброты, силы, разума. Отсюда и гордое великодушие, и всенародное посрамление, и... мольбы о прощении, заклинания злодеев - «отпустить душу на покаяние». И отпускают с наказом: впредь не делать зла людям — жить человеком среди людей. И в этом тоже своя великая мудрость народа — не озлобить, не ожесточить детского сердца: учить гневаться и прощать, одерживать нравственную победу и не глумиться, гордиться силой правды своей, а не унижением побежденного.

Гуманность вообще присуща детям, большинству детей, конечно, если их правильно воспитывают, — «добром и на добре». Героические сказки сызмальства учат мужеству, героизму, смекалке — драться и побеждать не числом, а уменьем. Гибок и тонок ум народа. Удивительно целенаправленно и психологически метко осуществляется в сказке предупредительно-охранительная нравственная функция. Образы и судьбы героев сказок настолько убедительно решены, настолько эмоционально, что «разового предъявления» достаточно, чтобы воспитание состоялось. Но поэтическое их обаяние и детское сопереживание так значительно, что с замиранием души ребенок просит: «Расскажи еще раз «Айогу»...

Разгадан и механизм влияния сказок на внутренний мир ребенка. Сопереживание обеспечивает перенос качеств, чувств, ситуации на себя. Слушая, ребенок активно трудится — выбирает, оценивает, радуется, плачет. И назавтра опять — «Еще раз расскажи...» Значителен сам по себе уже и выбор сказки. У каждого ребенка есть любимая. Давайте-ка задумаемся, что именно привлекательно для него в этой сказке. Судьба пчелки? Урок неотвратимого возмездия Справедливости за дочернюю неблагодарность?

Народная мудрость увидела в нарицательности образа жизни кукушки очень важное начало: предупреждается возможность греха и порока — отказа от детей. Отрицается как нечто противоестественное, но само это отрицание не только гуманно, но и высоконравственно, в нем святость родственных чувств и обязанностей.

Привязанность детей к матери используется как основа внушения доброты, ласки, заботы, согревающей жизнь матери. Одинокая, тоскливая жизнь кукушки в ненецкой сказке, ее печально улетающее в глубь леса «куку» - упрек за горе и страдания матери. Не всегда дано их и искупить...

Урок в сказке частенько спрятан в самом ее конце. Дается он без назидательности, остроумно и просто. Смышленый догадается, наивный за рассказчиком идет, постигая с героями сказки родительскую науку.

Честность и простодушие, трудолюбие и доброта не всегда дают человеку труда материальное благополучие. Но народ видит обкрадывающую силу жадности, убогость расчетливого стяжательства. Только пренебрежение и насмешка адресована тем, кто обрекает себя на серое, бездуховное, лишенное радости, улыбки существование скряги.

Во-вторых, если мы посмотрим на детей, которые приходят в наши школы в особенности в школы православные (епархиальные, воскресные или какие-либо другие), то увидим, что эти дети и их родители – люди далеко не всегда воцерковленные, зачастую даже малопонимающие, что такое православие, к чему их обязывает звание христианина. И эти люди приходят и приводят своих детей в наши школы, чтобы им помогли не только все это понять, но и найти свое место в этой жизни. Эти люди еще не готовы слушать православного проповедника, говорящего на языке Церкви, им не доступны еще бывают многие как нам кажется очевидные вещи, они порой с трудом понимают наши с ними разговоры о высоких материях, или что еще хуже воспринимают все говоримое им буквально. Для разговора с этими людьми нужно найти понятный и доступный для них язык. Здесь огромное разнообразие возможностей. Все зависит от педагога какую именно он изберет.

Но вернемся к сказке. Много ли можно найти православных ученых и педагогов считающих сказку эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей? Увы, нет. Напротив, чрезвычайно много людей выступающих в аппозиции данному мнению. Отчего это происходит? Они находят множество аргументов. Одни говорят, что сказка ложь, а следовательно как и всякая ложь от диавола, другие считают, что в сказках слишком много нечистой силы (если говорить точнее нелюди) и магии, и это делает их не приемлемыми для православного ребенка. Одни против любых сказок, другие - против сказок иностранных (даже наших собратьев христиан), третьи – против современных сказок.

Вспомним недавние волнения вокруг книги о Гарри Поттере – несчастном сироте, живущем у ненавидящих его дяди и тети, узнавшем о том, что он волшебник и учащемся в школе волшебства «Хогвартс» Очень много неправды печатается и издается сейчас об этой книге, ее чернят и называют практическим руководством по магии, обвиняют ее автора в унизительном изображении Христа и связи с сатанистами. Но создается такое впечатление, что люди пишущие это от имени православных, кстати часто анонимно, не только не читали саму книгу, но даже не держали ее в руках. Чтобы составить представление о ней нужно просто самому прочитать книгу, а не то, что о ней пишут. Начитавшись якобы православных листовок и отзывов о ней. Как я была удивлена, когда наткнулась в Интернете на выступление дьякона Андрея Кураева на радио «Радонеж» в защиту этой книги от несправедливых нападок и книга попала ко мне в руки (мне ее принесли мои ученики, я прочитала все вышедшие на тот момент 4 тома и позже зимой пятый). Но я не только не нашла в ней ни слова против православия, а напротив нашла возможность использовать интерес детей к ней на их пользу и пользу своих уроков, за что благодарна вышеупомянутому дьякону Андрею Кураеву его статье и книге «Гарри Поттер в Церкви: между анафемой и улыбкой». Я не призываю вас к тому, чтобы вы читали эту книгу, просто считаю необходимым пояснить, что самое главное даже при встрече с книгами подобными «Гарри Поттеру …» нельзя просто запрещать читать их детям, или оставлять их наедине с ними или с фильмами (как зачастую у нас происходит и со стороны родителей и со стороны педагогов), а читать с ними вместе направляя их мысли в нужное и полезное для них русло, акцентируя внимание не на внешних чудесных проявлениях магической силы посредством заклинаний и волшебных палочек, а на внутреннюю борьбу и рост самого персонажа, на то, благодаря чем он остался жив, и может сдерживать и побеждать проявления в себе зла и темных сторон своей души.

Хотелось бы также напомнить о том, что средневековье, на которое мы ссылаемся, ища чистоты Православия, создало свою дивную культуру. Но в этой культуре не было места для ребенка. Средневековая культура вообще не интересовалась ребенком, рассматривая дитя просто как маленького взрослого. Основу ее библиотеки составляли книги, написанные монахами и для монахов. Великие книги. Мудрые советы. Но в итоге, как оказалось, христианскую педагогику нельзя импортировать из средневековья. Ее там просто не было: «идеал благонравного ребенка — тихий, рассудительный маленький старичок». Так, что православную педагогику приходится разрабатывать сейчас — совмещая наработки светской педагогики и возрастной психологии XX века с этикой древнего Православия.

Но вернемся к нашим союзникам в вопросе использования сказок в духовно-нравственном воспитании детей. Следует отметить, что их можно найти в лице психологов, работающих так же, как и православные педагоги с душевной составляющей ребенка, занимающихся в частности сказкотерапией, к примеру Светлана Анатольевна Черняева в книге «Психотерапевтические сказки и игры» (СПб., 2002) дает два положительных ответа на вопрос «возможна ли и нужна ли работа со сказками в деле духовно-нравственного воспитания детей любого возраста?»: общий и специально для психологов.

1. Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

2. Сказкотерапия – один из безболезненных и наименее травмоопасных способов психотерапии. Возможно потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий, и с помощью сказки же можно попытаться из неудачного жизненного сценария извлечь. (Что на нашем языке означает помочь человеку выбрать правильный Богоугодный путь).

В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К.С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные сказки. (Но в православии это, к сожалению, получается не всегда, и зачастую, читая православные сказки можно обнаружить, что их писал либо новоиспеченный опричник, желающий канонизировать Ивана Грозного, либо человек ненавидящий всех иностранцев по-видимому только за то, что они являются иностранцами (чаще всего американцами).

Да, в сказках (и народных, и авторских) мало откровенно-евангель-ского. Но плохо ли это? Разве лучше будет, если Христос станет персонажем сказки? Лучше ли будет, если ребенок будет играть в пророков и апостолов? Не лучше ли сознательно разграничить мир сказочной фантазии и мир церковной веры? Не мудрее ли что-то оставить вне серьезного мира — чтобы хоть с чем-то можно было играть, шутить, притворяться, дурачиться?

Так что, «как некогда христианские миссионеры первых веков погружались в мир языческой философии, чтобы в ее мире и на ее языке говорить с людьми о Боге, так и сегодня можно было бы выучить язык сказок (причем не только народных, но и современных авторских: «Властелин колец» Толкиена, «Хроники Нарнии» Льюиса, «Гарри Поттера» Роулинг) для разговора с нашими детьми».

Приведем пример использования сказки в «Школе хорового пения» г. Твери, где мы работаем и преподаем Закон Божий и церковнославянский язык. Наша школа учреждена Департаментом образования Тверской области и Собором Вознесения. Родители, которые приводят своих детей и сами дети зачастую люди невоцерковленные, как мы уже говорили. Нами разработана программа занятий по Закону Божию, в основе которой лежит Священнаая история и Православная этика и в которой используется разнообразная художественная литература (и сказки в том числе) в целях духовно-нравственного воспитания. Также разработан проект использования произведений изобразительного искусства и музыки на библейские сюжеты на уроках Закона Божия.

Нами было проведено исследование с использованием анкеты, разработанной нами, с целью выяснения отношения младших школьников к сказкам. Нами были получены следующие, на наш взгляд совершенно естественные, результаты:

при ответе на первый вопрос «Нравятся ли тебе сказки?» 6 человек детей ответили «да» и один человек «очень». Данные результаты показывают значимость для ребенка использования сказки на уроке.

при ответе на второй вопрос анкеты "Какие сказки тебе больше нравятся"

а) народные сказки;

б) авторские сказки;

в) сказки о животных;

г) волшебные сказки;

д) бытовые сказки.

2 детей выбрали ответ "в" сказки о животных;

2 детей - "г" волшебные сказки;

1 ребенок - "б" авторские сказки;

1 ребенок - "а" народные сказки;

1 ребенок выбрал три ответа - "а" народные сказки, "в" сказки о животных и "г" волшебные сказки.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети интересуются различными сказками, но предпочтение отдают волшебным сказкам и сказкам о животных.

Среди самых любимых сказок были названы "Морозко" (2 детей), "Питер Пэн" (1 ребенок), "Сивка-Бурка" (1 ребенок), "Снежная королева" (1 ребенок), "Дюймовочка" (1 ребенок) и "Волшебник Изумрудного города" (1 ребенок).

на вопрос "Как ты думаешь, может ли сказка чему-нибудь научить" дети единодушно ответили "да".

Однако при ответе на вопрос "Чему учит сказка добру или злу" мнения разделились от "конечно добру" до "добру и злу".

на вопрос "Чему учит твоя любимая сказка" ответы оказались следующими:

ребенок, выбравший в качестве любимой сказки "Волшебника Изумрудного города" написал "Иногда добру, иногда злу";

у ребенка, выбравшего "Снежную королеву", любимая сказка учит тому, что нужно верить в себя, в свои силы и никогда не сдаваться.

один из детей, выбравший сказку "Морозко", решил, что его сказка учит добру, справедливости, а также учит учить других хорошему и справедливому, другой - добру и послушанию.

ребенок выбравший "Питер Пэн" в качестве своей любимой сказки, определил задачу сказки научить хитрости и с помощью ума спасать себя и друга от врагов.

ребенок, выбравший "Сивку-бурку" утверждает, что сказка учит добру и послушанию.

ребенок, выбравший сказку "Дюймовочка", дал невразумительный ответ. По ее мнению сказка учит тому, "что нельзя напрягать человека, что она не хочет делать".

"Нравится ли тебе, когда на уроке читают сказки", вызвал почти единодушный отклик "да". Так ответили все дети, кроме одного, написавшего "иногда".

а на вопрос "Тебе становится понятнее тема урока, если прочитана сказка" ответ "Иногда" встретился уже два раза, шесть других ответов остались прежними - "да".

на вопрос "У тебя возникают вопросы к учителю во время урока" пять человек ответили "да", один - "иногда", и один "чаще всего".

на вопрос "Задаешь ли ты их учителю", те же пять человек ответили "да", а другие два - "иногда".

ответы на вопрос Кому еще ты задаешь эти вопросы? у 6 из 7 детей оказались вполне предсказуемыми: четыре из них ответили "родителям" и двое детей - "маме", но у обоих этих детей есть оба родителя. Один ребенок на этот вопрос ответил "друзьям", что возможно говорит о его ориентированности на группу сверстников, что характерно для подросткового возраста, хотя ребенок является младшим школьником, а возможно о недостатке внимания со стороны семьи.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что с применением сказки, детям становится более понятной тема урока и у них повышается интерес к данному предмету.

Наша методика работы со сказкой заключается в анализе содержания и смысла сказки, соотнесении ее смысла с содержанием урока и нахождении нравственного урока сказки.

Место сказки на уроке: сказка может использоваться на разных этапах урока:

в начале изучения нового материала (для введения в тему);

в середине (в качестве иллюстрации к теме урока);

в конце (для закрепления изученных понятий).

Методы работы:

беседа (тематическая, вводная, о литературных героях),

· анализ поступков героев сказки,

· словесное рисование,

· рисование иллюстраций к прочитанной сказке,

· сравнение иллюстраций разных художников, с целью выявления приемов передачи настроения сказки.

Формируемые понятия:

Тема урока

Сказка

Формируемые

понятия

Взаимоотношения друг с другом

Гуси-лебеди

Послушание;

как ты, так и тебе

Одно у Бога, иное у человека

Царица-тропинка

Ценности земные и небесные, скромность, кротость

Чему учат нас муравей и пчела

Колосок

Трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям

Тысяча правил в одном

Сказка о принце

Любовь к ближним

Делай для Господа

Три дочери

Уважение и послушание на основе любви

Роль молитвы в жизни человека

Снежная королева

Сила молитвы

На контрольном этапе исследования была вновь проведена методика «Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников». Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей сформировались более четкие понятия по «Православной этике». Дети в состоянии оценить поступок до того, как они его произведут, т.е. обладают свойством рефлексии.

Результаты, полученные по данной методике, показали следующее:

трое детей оказались высоконравственными, причем это были двое детей, показавшие такие же результаты при первом тестировании, и один ребенок, в котором нравственное воспитание оставляло неглубокий след при первом тестировании;

вторую группу вместо выбывшего ребенка пополнил ребенок из группы нравственно воспитанных, но не всегда этим пользующихся.

в результате, в третьей группе осталось только трое детей.

Проведенное нами исследование подтвердило мнение ученых, учителей-практиков и методистов о том, что использование текстов литературных произведений (сказок) положительно влияет на осмысление детьми содержания урока, что позволяет принимать нормы поведения, предлагаемые ребенку, не только как данность, но и как необходимую составляющую его жизни. Сказки помогают сделать содержание урока личностно-значимым для ребенка, что позволяет не только накапливать знания, но и применять их на практике. Сказки, изображая вымышленные ситуации и персонажей, которым приходится проходить различные испытания, чтобы повзрослеть, могут реально показать те варианты поведения, которые присущи героям и вызывают различную реакцию других персонажей. Мы пришли к выводу о необходимости включения сказок, в содержание системы уроков по Православной этике или воспитанию благочестия. В силу этой необходимости была разработана система уроков, в которых используются сказки в качестве средства уточнения содержания урока и компонента, способствующего наиболее полному и осознанному пониманию. Но при этом нужно учитывать и возможность такого изменения в результате воспитательной работы родителей дома.

скрипт статистика посещения                                                               При использовании материалов сайта  ссылка обязательна.   

 

Яндекс цитирования

 

Отправить сообщение дл: onichka@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
Дата изменения: 28.05.2008
Hosted by uCoz