













| |

Месса и Литургия:
сходства и различия
в выражении религиозных чувств средствами музыки
Проведено:
в 5 классе ДШХП
27.02.07
преподавателями:
Музыкальной литературы
– Лебедевой А.В.
Закона Божия и цся –
Сметаниной А.Ю.
Цель:
выявить схожее и различное в выражении религиозных чувств средствами музыки в
Мессе и Литургии
Задачи:
образовательные: – формировать понятия Литургии и
Мессы как главного Богослужения, во время которого совершается центральное
Таинство – Евхаристия (Причастие);
– формировать
понятия Мессы как музыкального произведения,
воспитательные: – воспитывать интерес к творчеству западных и
русских композиторов;
- воспитывать христианское отношение к западным братьям-христианам
(веротерпимость);
– воспитывать уважение к Западной культуре;
развивающие: –
развивать общеучебные навыки:
а) общелогические – устанавливать
причинно следственные связи,
мыслительные операции анализа, синтеза,
обобщения;
б) психологические – мотивировать и самостимулировать
учебную
деятельность;
в) учебные – составление
тезисного плана; участие в учебной дискуссии; ведение
полемики;
задавать
уточняющие вопросы; пользоваться специальным языком науки, лежащей в
основе
дисциплин;
г) организационные – организовать себя на выполнение учебной задачи;
осуществлять самоконтроль
и самоанализ учебной деятельности;
сотрудничать
при решении учебных задач
(оказать и принять помощь)
– развивать
частно-предметные умения: отслеживания
особенности музыкального языка в
произведениях,
анализа музыкального произведения;
– развивать интерес к
дисциплинам.
Оборудование:
Учителя |
Учащихся |
1.
Схемы: «История богослужебного
пения», «Состав Мессы»
и «Состав
Литургии»
2. CD
с записями «Литургии Иоанна
Златоустого», «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова
3.
Кассета с записями частей Высокой
Мессы И.С. Баха «Kyrie eleison», «Gloria», «Credo»
4.
Стихотворение посвященное Высокой
Мессе
|
1.
Тетрадь.
2.
Письменные принадлежности
3. Нотные
партитуры:
частей Высокой Мессы И.С. Баха «Kyrie
eleison», «Gloria», «Credo»
частей Литургии и Всенощного
бдения «Великая ектения», «Малое славословие», «Верую»
4.
Бланки для анализа музыкальных
произведений
5.
Бланки тестов
для закрепления изученного. |
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность |
учителя |
учащихся |
I. Оргмомент |
Чтение молитвы.
Проверка
готовности к уроку.
Правила
работы на уроке:
В ходе урока
делаете необходимые пометки в своих тетрадях,
записываем только самое главное.
Работая на
уроке можно не вставать, но поднимать руку, если хотите ответить,
обязательно.
Уважайте
чужое мнение но, если допущена неточность в чьем-то ответе, исправляйте
ее, со снисхождением к ошибкам другого. |
II. Активизация
знаний.
|
А.В.
Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы с вами говорим
о Мессе и Литургии не только как о Богослужении Католической и
Православной Церкви. соответственно, но и как о
музыкальных произведениях, поэтому будем учиться находить общее и
различия при сопоставлении сравнении двух произведений.
А.Ю.Понять,
в чем они похожи,
и чем различаются, нам
поможет работа с самими произведениями, но прежде
чем о них говорить, нам необходимо узнать, как они появились. В этом нам
поможет схема «История
богослужебной музыки».
Можем ли мы с
вами увидеть в ней:
благодаря чему Месса и Литургия будут похожи, и
из-за чего они будут отличаться.
А.В.
В западной традиции, как вы видите, кроме собственно богослужебной
музыки появляются и направления музыки светской, т.е. той, которая не
предназначена для исполнения в храме (костеле) на богослужении.
Подробное
рассмотрение эпохи Барокко:
Барокко –
термин, относящийся как к
художественному стилю, господствующему в
изобразительном искусстве и архитектуре в конце XVI -
нач. XVIII,
так и к периоду в
европейской музыки между эпохой Ренессанса и эпохой
Классицизма.
Назовите
известных вам композиторов эпохи Барокко.
I.
Композиторы
1. В Германии
Бах величайший композитор эпохи Барокко, писавший во всех
жанрах, кроме оперы. Но в
его творчестве преобладают жанры духовной музыки,
т.к. он служил при костеле
церковным органистом. Какие жанры западной
духовной музыки вы знаете,
в которых работал И.С.Бах?
Вы знаете,
что жизнь и творчество И.С. Баха делится на три периода. Сегодня мы с
вами будем говорить о последнем периоде его жизни, как он называется?
Почему именно
о нем? Что было написано в этот период?
Совершенно
верно.
Поэта Джалала
Кузнецова Высокая Месса вдохновила на написание стихотворения, которое я
вам сейчас прочитаю. Чтение стихотворения.
Именно в
творчестве И.С. Баха месса получила совершенно другое звучание.
Она стала более яркой концертной
торжественной. Поэтому мессу Баха нередко можно
услышать в концертах.
Судьба Высокой мессы необычна. По жанровой природе
своей формально предназначена будто бы для церковного культа, она почти
никогда не исполнялась и ныне не исполняется в церкви, вызывая к себе
холодное, а то и недоброжелательное отношение, т.к. хоровые партитуры
превосходны и очень сложны: для их исполнения необходим коллектив,
состоящий из высококвалифицированных певцов, обладающих хорошей
вокальной техникой.
Доп. Какие
еще композиторы писали в жанре мессы?
2. Что же
касается православной традиции духовной музыки, то мы должны помнить,
что расцвет авторской
духовной
музыки
пришелся лишь
на XIX вв.
Одним из
ярчайших
композиторов, писавших духовную музыку
наряду со светской,
является
С.В. Рахманинов (1873-1943),
который был учеником замечательного
мастера контрапункта С.И. Танеева. Его искусство вокальной полифонии
получило наиболее полное выражение в хоровых циклах: «Литургия Иоанна
Златоуста», «Всенощное бдение». Эти произведения написаны в период
творческой зрелости композитора, когда оформились и нашли законченное
выражение характерные для Рахманинова стилистические особенности:
подлинная симфоничность и широта формы, замечательно сочный, гибкий и
психологически правдивый музыкальный язык, выразительность и красота
мелодии.
Когда
состоялось первое исполнение «Литургии»?
Литургия и
Всенощное бдение Рахманинова также как и Высокая месса И.С.Баха выходят
далеко за рамки прикладного духовного искусства и отражают
общечеловеческие чувства и настроения.
3.
Сопоставление творчества и жизни композиторов.
Скажите, что
общего в творчестве этих композиторов?
Т.к. часть
своей жизни Рахманинов провел в эмиграции, то он тяготел к западной
музыке, что не могло не отразиться в
его
творчестве.
Это и
роднит музыкальный язык Рахманинова и Баха.
Что отличает
их творчество друг от друга?
Верно. И.С.
Бах немецкий композитор представитель своей эпохи – Барокко – XVII
–XVIII вв.,
которая отличается
пышностью и торжественностью, отсюда мелодический
и гармонический язык Баха.
С.В.
Рахманинов яркий представитель позднего романтизма,
более сложный яркий,
выразительный, красочный, сочный, гармонический язык. |
Похожи
благодаря тому, что обе традиции и католического,
и православного пения берут
свое начало в Византийском пении. Различия из-за разделения Церкви и
традиций.
Италия – Коррели, А.Вивальди,
Д.Скарлатти;
Франция –
Жан-Батист Люли, Франсуа Куперен,
Англия – Генри Перселл, немец по
происхождению Георг фридрих Гендель,
Германия –
И.С.Бах.
Магнификат,
страсти, оратории, мотеты, духовные кантаты, мессы.
Лейпцигский
(1723-1750)
Высокая месса
/Месса h-moll
Композиторы
венской школы – Гайдн, Моцарт «Реквием», Бетховен « Торжественная
месса»,
Шуберт, Шуман, Верди и т.д.
В ноябре 1910
г. в концерте Синодального хора под управлением Данилина, а 25 марта она
была повторена в Петербурге хором Мариинского театра, дирижировал сам
автор.
Оба в своем
творчестве обращались к жанрам духовной музыки.
Произведения
одного и другого, предназначенные для исполнения в церкви,
почти никогда
там не исполняются в силу сложности исполнения.
Эпоха, в
которую они жили и стиль, в
котором они писали свои произведения.
|
III.
Открытие нового знания
|
А.Ю.Указав,
кратко на самое основное из жизни композиторов, что повлияло на их
творчество, давайте обратимся с вами к самим службам, музыке к которым
посвящен наш сегодняшний урок.
Дайте определение Литургии как
богослужения.
Обратимся к истории возникновения
Литургии:
Слово «Литургия» первоначально в
греческом языке «Leitourgia»
означало «служение народа» или «служение для народа». Литургия возникла
в первые века христианства из необходимости совместной молитвы. Сам чин
Божественной Литургии во времена апостольские и ближайшие к ним не был
записан, а передавался через устное предание, – чтобы язычники не узнали
тайн христианского Богослужения. Письменное изложение переданной от
апостолов Литургии началось в
III
веке, поэтому в разных церквях являлись некоторые разности в чине
литургии. В IV
веке, когда христианство восторжествовало над язычеством и, с другой
стороны, в среде самого христианства стали обнаруживаться ереси и
расколы, появилась необходимость объединить все существовавшие в разных
церквях чины литургии, ввести однообразие и единство в ее совершении и
избежать искажений и добавлений со стороны еретиков. Это выполнили Отцы
Церкви.
Назовите их имена и скажите когда
служатся литургии составленные ими.
Авторитет этих составителей и достоинство
их трудов – причина быстрого распространения по всему Востоку и
устранения потребности в составлении новых чинов литургии. Впоследствии
эти чины литургии были дополнены лишь немногими песнопениями и
молитвами.
Вследствие разделения Церквей по
догматическим соображениям, произошло разделение и главного богослужения
на Литургию в Восточной Кафолической (Вселенской) Церкви и Мессу в
Западной Католической Церкви.
Святой Мессой называется полное
евхаристическое богослужение, во время которого совершается
преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа, а также
Причащение. По сути, то же Таинство, которое происходит и во время
Православной Литургии.
А.В.
Также существует определение Мессы как
музыкального произведения. Что вы можете рассказать об этом.
Верно. Песнопения, неизменно
входящие в данное богослужение, составляют т. н. «обычную мессу» (missa
ordinarium). Названия этих песнопений определяются начальными словами
текста (назовите части Мессы)
Необходимо отметить, что различали
торжественную мессу (missa solemnis) и короткую мессу (missa brevis),
состоявшую, как правило, из 2—3 первых песнопений «обычной» мессы. В
эпоху Возрождения месса являлась самым монументальным жанром
музыкального искусства.
Следует также отметить, что помимо
разделения Мессы на части по музыкальным произведениям, существует также
разделение Мессы аналогичное разделению на части Литургии по порядку
следования воспоминаемых событий жизни Христа.
Сопоставление Мессы и Литургии
А.Ю. Какова же структура Мессы и
Литургии?
Сделать сравнительный анализ структуры
Мессы и Литургии нам помогут схемы на доске. (Краткий анализ).
Литургия начинается Проскомидией (т.е.
приготовлением Святых Даров) в Мессе эта часть относится к литургии
евхаристии, т.е. если иметь в виду Православную литургию, то, как бы
присоединяется к Литургии верных.
Литургия Слова в Мессе соответствует
Литургии оглашенных, т.к. на этой части читается Евангелие и послания
Апостолов, т.е. учат основам веры, людей, готовящихся к Крещению
(оглашенных).
Литургия Слова в Мессе предваряется
обрядом покаяния, в праздничные дни пением ангельского славословия
«Слава в вышних Богу» («Gloria»).
Что соответствует по тексту в Православной традиции части не Литургии, а
Всенощного бдения Малому славословию («Слава в вышних Богу, и на земли
мир, в человецех благоволение»).
Сходство или различие?
Язык самого текста богослужения:
Месса – латынь, Литургия –
церковнославянский язык.
Это сходство или различие?
А.В. Музыкальный язык:
Первоначально песнопения месс были одноголосными, основой их служил
григорианский хорал. В переписке Чайковского и Танеева есть фраза о том,
что Бах создал немецкую музыку из хорала. Впоследствии, с развитием
многоголосия, появляются композиторские полифонические обработки
песнопений месс и целые «обычные» мессы, полностью написанные одним
композитором на традиционный текст.
В основе Литургии подлинные темы обихода
знаменный распев, киевский или греческий. Но в музыкальном тексте
Рахманинова к Литургии мы также видим многоголосие, не характерное для
знаменного распева, появившееся чуть позже в партесном пении. Это
сходство или различие?
Инструментальное сопровождение
В Мессе огромную роль играет
инструментальное сопровождение (как правило, орган) довольно яркое,
которое проникает в хоровое начало, а отсюда ритмическая оживленность в
хоровом и оркестровом сопровождении.
В Литургии звучит хор без сопровождения (a-capella),
отсюда характер более аскетичный, музыка отстраненная, сдержанная,
сосредоточенная.
III
Сравнительный анализ частей
произведений
А.В.
Для нашей дальнейшей работы вам
понадобятся:
1. ноты, каждой части, которую мы с вами
прослушаем, для облегчения вашей задачи анализа;
2. бланки, приготовленные для вас на
столах.
Обратите внимание, в левой колонке бланка
обозначены параметры, по которым мы проводим анализ. Следующие две
колонки для анализа двух параллельных произведений. И последняя – для
обозначения сходства знаком «+» и отличий знаком «-».
Первые две пары отрывков мы анализируем
устно, опираясь на параметры в бланке
I.
Первая часть Мессы носит название «Kyrie eleison»
(«Господи помилуй») хор грандиозный и по протяженности звучания и по
составу исполнителей.
Всего два слова на весь хор, но сколь
многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих
фугу. Здесь и лирика, мольба, драматичность, трагизм.
1.Слушаем 1-ый хор «Kyrie
eleison»
из Мессы h-moll
и анализируем по параметрам:
Лад, темп, состав хора, ритмические
особенности, динамические особенности, характер.
2. С каким номером из Литургии можно
сравнить «Kyrie
eleison»?
Слушаем и
анализируем по плану.
Сравнительная характеристика
Общее
Текст
Темп:
Andante,
Adagio
Состав хора смешанный
|
Различное
Лад: минор («Kyrie
eleison»)
мажор Малое славословие
Ритм
Динамика
Фактура: полифония, хоральный
склад
Характер
С сопровождением и
a-capella |
II.
Хор «Gloria»
из II
части Мессы.
Какова особенность хора (изменяется
ли характер и т.д.)
Подумайте с каким номером из
Литургии или Всенощной можно сравнить?
Общее
Лад
Текст
Общность со 2 ой темой из «Gloria»
(темп, характер, динамика)
Состав хора |
Различное
Темп:
Andante,
|
III.
1. Слушаем III
часть Мессы «Credo»
- вершина Мессы и может быть философская вершина всей музыки Баха.
Кульминацией этой части являются три хора:
1) «Et
incarnatus»
(«И воплотившийся»)
h-ll
2) «Crucifixus»
(«Распятый») начальная тональность и конечная е –
G
3)
D-dur
«Et
resurrexit»
(«И воскрес») характер
2. С каким песнопением из Литургии можно
сравнить?
Какие фрагменты из «Верую» Литургии
(по тексту отражают эти 3 хора).
Общее
Лад: отклонения, смена гармоний
Состав хора
Текст
Темп: смена темпа
Динамика |
Различное
|
Давайте подведем итог чего же больше
сходного или различного в музыкальных отрывках:
Текст, состав хора – общее,
Динамика,
лад, ритмические особенности, характер и инструментальное сопровождение
- различия |
Литургия – это центральное богослужение
Православной Церкви, во время которого происходит самое главное Таинство
– Евхаристия (благодарение) или Причастие и воспоминается вся земная
жизнь Иисуса Христа.
Свв. Василий Великий (в канун Рождества,
Крещения, воскресные дни Великого поста, Четверг и Суббота Страстной
седмицы, день памяти святого), Григорий Двоеслов (собрал и изложил
письменно чин литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в среду и
пятницу седмиц Четыредесятницы Великого поста и Понедельник, Вторник и
Среду Страстной седмицы) и Иоанн Златоуст (все дни кроме тех, седмичных
дней Великого поста и дней когда положено совершать Литургию Василия
Великого и Литургию Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова).
Месса – многоголосное хоровое произведение с инструментальным сопровождением
или без него на текст главного богослужения католической службы.
«Kyrie eleison», «Gloria»,
«Credo», «Sanctus Вenedictus»,
«Agnus Dei».
И то и другое.
Сходство в том, что оба языка древние, а
различие в самих языках.
Сходство в том, что и Месса Баха и
Литургия Рахманинова опираются на музыкальные традиции древнего пения
своей конфессии, происходящих от Византийского пения и в многоголосье.
Различие в традиции пения: католической и православной.
Лад - минор, темп - сдержанный, ближе к
медленному (adagio),
состав хора – смешанный, ритмические особенности – преобладают 8-е и
16-е, динамика –piano
– mezzo
forte,
характер - лирика, мольба, драматичность, трагизм.
С Великой ектенией.
Малое славословие, шестопсалмие
«Верую»
B dur, g moll-B.
|
V.
Закрепление |
Викторина.
Правила работы:
·
Вы слушаете отрывок.
·
Если узнали произведение,
поднимаете руку.
·
Даете полный ответ.
·
Если заметили неполноту или
нечеткость ответа, поднимаете руку и даете полный ответ, указывая на то,
что было пропущено вашим одноклассником.
Прослушивание отрывков произведений и
определение автора, названия произведения и части:
1. Бах Месса
h-moll
«Kyrie»
2. Рахманинов «Литургия» «Верую»
3. Бах Месса
h-moll
«Credo»
«Воскрес»
4. Рахманинов «Литургия» «Великая ектения»
5.
Бах Месса h-moll «Gloria» |
|
VI.
Обобщение |
А.Ю.Сейчас
мы предлагаем вам выполнить еще одно задание. Это вопросы по всему
уроку. Кто был внимателен без труда на них ответит.
Проверим правильность ваших ответов:
А.Ю.
1. Соедините по смыслу
Месса – Католичество и
Протестанство
Литургия – Православие
А.В.
2. В какой период жизни была создана
Высокая Месса? 1723-1750 Лейпцигский
3. Отметьте тональность Мессы: (вопрос на
внимание) h-moll
А.Ю.
4. К какой литургии написал музыку С.В.
Рахманинов? К Литургии Иоанна Златоуста
5. Центральное Таинство Литургии и Мессы:
Евхаристия (Причастие)
6. Установите соответствие между частями Литургии и Мессы:
1. Малое славословие – г) Глория, 2. Верую – д) Кредо,
3. Литургия оглашенных – б) Литургия Слова, 4. Великая ектения – а)
Кирие елейсон, 5. Проскомидия + 6. Литургия верных – в) Литургия
евхаристическая.
А.В.
7. И
главный вопрос нашего урока: назовите сходства и различия Мессы и
Литургии.
|
Выполняют задание.
Сходства:
1. по структуре Месса и Литургия
разделяются на части соответственно воспоминаемым событиям.
2. в древности языков богослужения:
3. в опоре музыкальных
языков на музыкальные традиции древнего пения своей конфессии,
происходящих от Византийского пения и в многоголосье.
Текст, состав хора в музыкальных
отрывках.
Различия:
- порядок следования частей
- латынь и ЦСЯ
- в традиции пения: католической и
православной.
- в инструментальном сопровождении: в
Мессе – орган. В Литургии
a-capella
-в
динамике, ладу, ритмических особенностях, характере и в отрывках
произведений. |
VIII.
Итог урока |
Оценивание
работы на уроке. Выставление и аргументация отметок |
|
Чтение
молитвы |
Приложение 1.
Стихотворение, посвященное Высокой Мессе И.С. Баха
МЕССА h-moll
Старому Баху не спится -
душно сегодня весь день,
где-то скрипит половица,
бродит по комнате тень,
жарко натоплена печка
(не экономят дрова!),
а от мигающей свечки
так тяжела голова…
Сон старику не даётся-
мысли, заботы гнетут
тяжко ему достаётся
тихий домашний уют:
скудны в подвале запасы,
в долг закупили вино,
к пиву саксонских колбасок
не подавали давно.
Дискант охрип на неделе -
кантор и тут виноват…
Разве заснёшь, в самом деле?
Снял старомодный колпак,
тихо зевнул, прикрывая
пухлый младенческий рот,
в залу побрёл, повторяя
«Hilf du mir, bitte, mein Gott !»*)
|
Крышку поднял
клавикордов,
клавиш коснулся рукой,
звуками строгих аккордов
ночи нарушив покой.
Город ответил тревожным
боем замковых часов,
шарканьем поздних прохожих,
лаем разбуженных псов
Снова всё тихо. И снова
к небу взлетает хорал,
словно в день Духа Святого
в кирхе орган заиграл.
Строгие стройные звуки –
щит от житейских невзгод,
молятся старые руки:
«Hilf du mir, bitte, mein Gott !»
|
Медленно небо
светлеет,
тускло горят фонари,
на горизонте алеет
узкая лента зари…
Свет сквозь высокие окна,
в темную залу проник,
в кресле удобном глубоком
дремлет усталый старик.
Старому кантору снится
Мариенкирхе, орган,
и просветленные лица
ждущих его прихожан.
Он – в парике и камзоле,
строен и благостен хор…
Гимном Святому Престолу
Месса звучит си-минор…
Снова в дремоте зевает
пухлый младенческий рот,
словно во сне повторяет
«Hilf du mir, bitte, mein Gott !»
Джелал КУЗНЕЦОВ
|
Приложение 2. Схема анализа музыкального
произведения
Параметры |
|
|
Сходства и различия |
Лад |
|
|
|
Темп |
|
|
|
Состав хора |
|
|
|
Ритмические особенности |
|
|
|
Динамические особенности |
|
|
|
Характер |
|
|
|
Параметры |
|
|
Сходства и различия |
Лад |
|
|
|
Темп |
|
|
|
Состав хора |
|
|
|
Ритмические особенности |
|
|
|
Динамические особенности |
|
|
|
Характер |
|
|
|
Параметры |
|
|
Сходства и различия |
Лад |
|
|
|
Темп |
|
|
|
Состав хора |
|
|
|
Ритмические особенности |
|
|
|
Динамические особенности |
|
|
|
Характер |
|
|
|
Приложение 3.
Вопросы на этапе
обобщения.
Ответы.
1. Соедините по смыслу:
Месса Православие
Литургия
Католичество и Протестанство
2. В какой период жизни была создана
Высокая Месса?
____________________________________________________
3. Назовите тональность Мессы:
____________________________________________________
4. К какой литургии написал музыку С.В.
Рахманинов?
____________________________________________________
6. Центральное Таинство Литургии и Мессы:
____________________________________________________
8. Установите соответствие между частями
Литургии и Мессы:
1. Малое славословие а)
Кирие елейсон
2.
Верую б) Литургия Слова
3. Литургия оглашенных в)
Литургия евхаристическая
4. Великая ектения г)
Глория
5. Проскомидия
д) Кредо
6. Литургия верных
|
Месса – Католичество и
Протестанство
Литургия – Православие
1723-1750
Лейпцигский
h-moll
К Литургии Иоанна
Златоуста
Евхаристия (Причастие)
1. Малое славословие |
– г) Глория,
|
2. Верую |
– д) Кредо, |
3. Литургия оглашенных |
– б) Литургия Слова,
|
4. Великая ектения – |
а) Кирие елейсон,
|
5. Проскомидия
+
6. Литургия верных
|
в) Литургия евхаристическая. |
|
|