














| |
Преподаватель Закона Божия
и Церковнославянского языка
Сметанина А.Ю.
Тема: «Московский Патриархат. Начало старообрядческого
раскола»
Цель:
– сформировать представление об образовании Московского Патриархата и начале
церковного раскола
Задачи:
образовательные:
– сформировать представление об образовании Московского Патриархата;
– сформировать представление о
исправлении церковных книг:
– сформировать представление о начале церковного раскола, его причинах
и последствиях;
– сформировать понятие «Секта и
новое религиозное течение»;
воспитательные:
– воспитывать христианское отношение
к старообрядцам;
развивающие:
– развивать общеучебные навыки:
а) работы с учебником,
б) записи тезисного плана,
в) конспектирования;
– развивать интерес к предмету;
– развивать мыслительные операции
анализа, синтеза, обобщения.
Оборудование :
Учителя |
Учащихся |
1.
С.С.Куломзина. Две тысячи лет. История
Христианской Церкви. |
2. Герои
русской истории. М., изд. «Белый город», 2005
3.
Города России. М., изд. «Белый
город», 2005
|
2.
Тетрадь.
3.
Письменные принадлежности |
Ход урока:
Деятельность |
Этапы урока |
Учителя |
Ученика |
I.
Оргмомент |
Чтение
молитвы. Проверка готовности к уроку. |
II.
Проверка домашнего задания |
Назовите тему нашего прошлого урока. Что
вы изучали дома?
Сейчас
пятиминутная самостоятельная работа на проверку домашнего задания
вопросы только по узловым моментам и ответы должны быть односложными.
|
Церковная жизнь Московского государства
в XV-XVI вв.
Работа с
карточками.
|
III.
Активизация
знаний. Постановка цели урока
|
Дома у вас
также было задание ознакомиться с установлением Патриаршества на Руси и
состоянием Русской Православной Церкви и государственного управления
Московской Русью. И сегодня мы с вами выясним как изменилась ситуация
государственного управления в России и церковная жизнь Московской Руси в
XVI-XVII
веках.
Для начала
вкратце охарактеризуем политическую ситуацию, сложившуюся в России в
XVI-XVII
веках. Я начну, а вы продолжите.
После смерти
Ивана Грозного престол отошел его сыну Феодору. Он оказался
нерешительным, но кротким, добрым и благочестивым. Поэтому он отошел от
управления государством и этим занялся брат его жены Борис Годунов. В
народе сложилась поговорка: Борис царством правит, а царь за народ Бога
молит. Федора также называли царем-иноком. Что же происходило в это
время в церковной жизни Московского государства? С падением
Константинополя и воцарением Ивана Грозного Москва становилась центром
Вселенского Православия. Идея «Москва – Третий Рим» была реальностью, с
которой считался весь православный мир. Многие считали, что
«православному царю» должен содействовать высший чин духовной иерархии –
Патриарх, а Церковь царствующего града должна быть Патриархатом. Все шло
к тому, что возведение Московской митрополии в Патриархат воспринималось
как естественный ход событий. Кроме того, учреждение Патриаршества
открывало возможности покровительства и материальной и политической
помощи Православной Руси Восточным Православным Церквам, оказавшимся под
игом турецкого владычества. Кем было дано разрешение на установление
патриаршества на Руси?
Кем отныне
избирался Патриарх Московский и всея Руси?
Как звали
первого Патриарха на Руси? Что вы знаете об этом Патриархе?
Принял
монашеский постриг в Старицком Успенском монастыре. По настоянию Ивана
Грозного перевели его в Московский монастырь и назначили сначала
настоятелем Симонова Успенского, а затем Новоспасского монастыря. Вскоре
его назначили епископом Коломенским, затем Ростовским, а после
Московским.
Что вы знаете
о распространении христианства на восток Московского государства? С
именами каких святых связана просветительская деятельность в бывшем
Казанском ханстве?
Какое событие
в истории Московской Руси привело к притеснению Православия?
Какие
изменения произошли в это время в церковном управлении Киевской
митрополией? Усиление давления гражданских властей, особенно в период
Контрреформации. Что такое Контрреформация? (глава 19, стр. 224)
Кто
предпринимал попытки защитить Православную веру?
Как
изменилась политическая ситуация после смерти царя Федора?
Страной
по-прежнему управлял Борис Годунов, но народное недовольство все росло.
К тому же присоединились слухи о том, что Годунов убил младшего сына
Ивана Грозного Димитрия.
Каким образом
все же была принята уния?
При каком
Киевском митрополите положение православных улучшилось. Что он сделал
для этого?
Каким образом
левобережная часть Украины присоединилась к Русскому Московскому
государству?
Кратко
охарактеризуйте политическую ситуацию в России в Смутное время.
Какой
Патриарх сделал все возможное для освобождения от поляков завоевателей?
Кто откликнулся на его призыв?
Каким образом
складывались отношения между царем и Патриархом при Романовых? При ком
соблюдалось равноправие церковной и светской власти?
И какой
Патриарх «перегнул палку», чем разозлил царя?
Первым и важнейшим из дел
патриаршествования Никона было исправление богослужебных
книг и церковной обрядности. Начало такому исправлению, положено было
еще во дни патриарха Иосифа, и тогда же обозначились те два начала, или
правила, которыми потом Никон постоянно руководствовался, занимаясь этим
делом.
При
благочестивом царе Алексее Михайловиче еще чаще, чем прежде, приходили в
Москву греческие иерархи и другие духовные лица для милостыни и иногда
оставались у нас довольно долго. Присматриваясь с любопытством к нашей
церковности, они не могли не замечать и действительно замечали в нашей
Церкви некоторые разности от чинов и обрядов Греческой Церкви и
некоторые новины, или «новшества», каким особенно казалось им
употребление двуперстия для крестного знамения, так как это новшество,
несмотря на решение Стоглавого Собора, доселе слабо проникавшее в народ,
который издревле от предков привык креститься тремя перстами, теперь
именно, при патриархе Иосифе, будучи внесено в некоторые учительные и
богослужебные наши книги, наиболее стало распространяться и утверждаться
и наиболее бросаться в глаза приходившим к нам с Востока единоверцам. В
числе других пришельцев к нам находился и Иерусалимский патриарх Паисий,
принятый в Москве с величайшим уважением. Заметил и он наши новшества и
с укором указывал на них царскому любимцу Никону и другим. Встревоженные
царь и патриарх Иосиф, прощаясь с Паисием, отпустили с ним на Восток
своего старца Арсения Суханова, чтобы он изучил там церковные чины и
обряды и доставил о них сведения.
По вступлении
на патриаршую кафедру Никон, как рассказывается в предисловии изданного
им Служебника, «упразднися от всех и вложися в труд, еже бы Святое
Писание разсмотрити, и, входя в книгохранильницу, со многим трудом многи
дни в разсмотрении положи». В книгохранильнице он нашел подлинную
уложенную грамоту об учреждении патриаршества в России, подписанную
патриархами Иеремиею Цареградским и Иовом Московским и многими другими
святителями, русскими и греческими; нашел также подлинную грамоту, или
книгу, об утверждении патриаршества в России, подписанную и присланную в
1593 г. всеми Восточными патриархами со множеством греческих епископов.
В последней грамоте он прочел, что Московский патриарх есть брат всех
прочих православных патриархов, единочинен им и сопрестолен, а потому
должен быть согласен с ними во всем. Наиболее же остановили на себе в
этой грамоте внимание Никона следующие слова: «Так как православная
Церковь получила совершенство не только в догматах боговедения и
благочестия, но и в священно-церковном уставе, то справедливость
требует, чтобы и мы потребляли всякую новину в ограде Церкви, зная, что
новины всегда бывают причиною церковного смятения и разделения, и чтобы
следовали мы уставам св. отцов, и чему научились от них, то хранили
неповрежденным, без всякого приложения или отъятия». Прочитав всю эту
грамоту, Никон впал в великий страх, не допущено ли в России какого-либо
отступления от православного греческого закона, и начал, прежде всего,
рассматривать Символ веры. Он прочел Символ веры, начертанный греческими
буквами на саккосе, который за 250 лет пред тем принесен был в Москву
митрополитом Фотием, и сравнил с этим Символом славянский, как он
изложен был в новых московских печатных книгах, и убедился, что в
славянском Символе есть несогласия с древним греческим. Рассмотрел затем
точно так же святую литургию, т. е. Служебник, и нашел, что иное в нем
прибавлено, другое отнято или превращено, а после Служебника узрел и в
других книгах многие несходства. После этого, проникнутый сознанием
своего долга быть во всем согласным с Восточными патриархами и
потреблять всякие новины, которые могут вести к несогласиям в Церкви,
смутам и разделению, и, убедившись лично, что такие новины у нас
действительно есть в печатных церковных книгах и в самом даже Символе
веры, Никон решился приступить к исправлению наших богослужебных книг и
церковных обрядов.
Первая
попытка в этом роде сделана была Никоном спустя около семи месяцев после
вступления его на патриаршую кафедру и касалась только двух новшеств. Но
при первой же этой попытке обнаружились и ярые противники Никона и
начатого им дела. Пред наступлением Великого поста в 1653 г. Никон
разослал по всем церквам московским следующую «Память»: «По преданию св.
апостол и св. отец не подобает в церкви метания творити на колену, но в
пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились». В
таком сжатом виде передает «Память» протопоп Аввакум, но относительно
поклонов передает неясно и неточно, конечно, не без намерения. Никон, в
чем мы убедимся впоследствии, указывал вовсе не то, чтобы православные
не клали вообще земных поклонов в церкви, а то лишь, чтобы в святую
Четыредесятницу при чтении известной молитвы святого Ефрема Сирина не
клали православные одних земных многочисленных (числом до 17) поклонов,
как делалось у нас тогда, но клали поклоны поясные, кроме только четырех
земных. «Память» эта прислана была и в Казанский собор протопопу Ивану
Неронову. Неронов тотчас пригласил к себе протопопа Аввакума, который
проживал у него, и других своих близких. «Мы же,— рассказывает Аввакум,—
задумалися, сошедшеся между собою; видим, яко зима хощет быти: сердце
озябло и ноги задрожали. Неронов мне приказал идти в церковь (т. е.
Казанский собор), а сам един скрылся в Чудов, седмицу в палатке молился.
И там ему от образа глас бысть во время молитвы: «Время приспе
страдания, подобает вам неослабно страдати». Он же мне, плачучи, сказал,
таже Коломенскому епископу Павлу... потом Даниилу, костромскому
протопопу, таже сказал и всей братии. Мы же с Даниилом, написав из книг
выписки о сложении перст и о поклонех, и подали государю, много писано
было. «Он же не вем, где скрыл их, мнится, Никону отдал». Вот кто
явились противниками Никона и как они начали борьбу с ним! Что ж
подвигло их на эту роковую борьбу? Ужели одна привязанность к тем двум
обрядам, или обычаям, которые хотел изменить Никон? Мы уже упоминали,
что протопопы, казанский Неронов и благовещенский Вонифатьев, были при
патриархе Иосифе самые авторитетные люди в московском духовенстве,
сильные пред патриархом и царем, и что к ним и под их покровительство
стекались и другие, преимущественно иногородние, протопопы, каковы были:
Аввакум юрьевский, Даниил костромской, Логгин муромский, составлявшие
вокруг них «братию». В числе своих близких и друзей временщики-протопопы
считали и Никона, нового царского любимца, пока он был архимандритом и
даже Новгородским митрополитом. Но когда патриарх Иосиф скончался, эти
мнимые друзья Никона, воспользовавшись его отсутствием из Москвы, повели
козни, чтобы не допустить его до патриаршества. Никон по возвращении в
Москву узнал о кознях и как только сделался патриархом, то не стал, по
выражению протопопа Аввакума в его автобиографии, пускать к себе бывших
друзей своих и в крестовую. Такого унижения и оскорбления не в силах был
перенести Неронов с своими приближенными, и они ждали только случая
отомстить Никону. Случаи, как им казалось, представился. Никон разослал
«Память» духовенству — они написали на нее опровержение из книг,
выставляя ее, конечно, еретическою, и подали свою рукопись государю,
рассчитывая уязвить Никона и повредить ему. Но ошиблись в расчете: Никон
остался в полной силе, а только еще более раздражился против бывших
своих друзей. И началась борьба преимущественно из личных побуждений,
которая по тому, как скоро увидим, в самом уже начале своем приняла с
обеих сторон самый резкий характер. Но достойно замечания, что Никон в
этот раз как бы не обратил внимания на поступок своих врагов, не
потребовал их на суд за оказанное сопротивление архипастырскому
распоряжению и вовсе их не преследовал.
Афанасий
писал царю Алексею Михайловичу в челобитной: «… а великий господин
святейший Никон, патриарх Московский и всея Руси, по благодати Божией
глава Церкви и исправление сущей православной христианской веры и
приводит словесных овец Христовых во едино стадо…». Но для нас важно
посещение патриархом Афанасием Москвы в том преимущественно отношении,
что и он, подобно другим Восточным первосвятителям, приходившим к нам
прежде, «зазирал» патриарху Никону «в неисправлении Божественного
Писания и прочих церковных винах» и тем вновь возбуждал его ревность к
исправлению наших церковных книг и обрядов. Кроме того, Афанасии во
время своего пребывания в Москве написал для Никона сочинение под
названием «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», чтобы
Никон ясно мог видеть, какие отступления от того чина допущены в России
70.
Какой святой
помогал исправлению книг и был заточен сначала в Иосифо-Волоцком
монастыре, а затем в Тверском Отрочь монастыре?
Какой
тверской епископ отнесся к святому очень благосклонно и позволил иметь в
келье монастыря, в которую был заточен Максим Грек, перо и чернила с
бумагой? |
Константинопольский Патриарх Иеремия, находившийся в это время в Москве
по просьбе царя Федора, созвавшего собор, дал митрополиту Московскому
титул Патриарха с согласия остальных православных патриархов и определил
Московскому Патриарх у пятое место после Иерусалимского Патриарха.
Право избрания
Московского Патриарха оставили русским епископам.
Иов. Он родился
и вырос в Старице Тверской области.
Краткий рассказ
о свв. Гурии, Варсонофии и Германе.
Разделение
Московской митрополии на Московскую и Киевскую с центром в Вильно
(Вильнюс).
Контрреформация
– это усиление влияния Римо- Католической Церкви в ответ на попытки
Реформаторов.
Общины
православных верующих. Князь Константин Острожский основал в своем
имении высшую православную школу и пользуясь услугами прибывших из
Москвы печатников во главе с Иваном Федоровым, издал первую печатную
Библию тиражом 1000 экземпляров.
Присоединение к
Риму с признанием верховной власти Римского епископа четырех
православных епископов. В Унию вступили Речь Посполитая, Украина, запад
Молдовы.
Петр Могила.
Краткий рассказ.
Объяснение.
Краткая
характеристика.
Патриарх
Гермоген.
Кузьма Минин и
Дмитрий Пожарский.
При Михаиле
Романове и патриархе Филарете.
Патриарх Никон.
Максим Грек.
Епископ
Акакий, брат Иосифа Волоцкого. |
IV.
Закрепление Обобщение
|
Что изучали на уроке?
Назовите
ключевые моменты истории которые следует запомнить.
|
|
VII.
Домашнее задание
|
Учебник: глава 5.
Записи в
тетради и таблица.
|
|
VIII.
Итог урока |
Оценивание
работы на уроке. Выставление и аргументация отметок.
Чтение
молитвы. |
| |
НОВОСТИ
Объявлены новые конкурсы
Завершились конкурсы
Фестиваля добрых дел
Поздравляем Завуча по воспитательной работе и преподавателя
Закона Божия и ЦСЯ Сметанину Алену Юрьевну с отличной защитой диссертации.
С авторефератом диссертации можно ознакомиться
здесь
Монографию этого же автора можно найти
здесь
|