














| |
Преподаватель Закона Божия
и Церковнославянского языка
Сметанина А.Ю.
«Обращение Константина
Великого и новое положение Церкви в Римской Империи.
Юлиан Отступник»
Цель:
сформировать представление об изменении положения Церкви в Римской Империи.
Задачи:
образовательные:
– сформировать представление о
поворотном пункте в истории Церкви;
– сформировать
понятия Миланского эдикта, «Константинополя
– Нового Рима»;
– познакомить с попыткой возрождения язычества Юлианом Отступником
воспитательные:
– воспитывать
почтение к святым Церкви и ;
развивающие:
– развивать общеучебные навыки:
а) работы с учебником,
б) записи тезисного плана;
– развивать умение видеть
причинно-следственные связи;
– развивать мыслительные операции
анализа, синтеза, обобщения.
Оборудование :
Учителя |
Учащихся |
1.
С.С.Куломзина. Две тысячи лет.
История Христианской Церкви. |
2. Бертран
Рассел. История западной философии |
2. Тесты |
3.
Тетрадь |
4.
Письменные принадлежности |
Ход урока:
Деятельность |
Этапы урока |
Учителя |
Ученика |
I . Оргмомент |
Чтение
молитвы. Проверка готовности к уроку. |
II .
Проверка домашнего
задания |
Назовите тему
нашего прошлого урока.
Ваше домашнее
задание мы проверим как
обычно с помощью карточек. |
Гонения на
христиан. Святые мученики.
Письменно
отвечают на вопросы. |
III .
Постановка цели урока |
На
сегодняшнем уроке мы с вами разберем,
каким образом после трех веков
гонений на христиан
стало
возможным обращение к христианству Римской
Империи. |
|
IV .Активизация
знаний.
« Открытие»
нового знания |
Кратко в
своих тетрадях обозначайте самые важные моменты нашей беседы:
Процесс роста
христианства до Константина, равно как и мотивы обращения Константина,
по-разному объяснялся различными авторами. Гиббон, написавший книгу
«История упадка и разрушения Римской империи», указывает пять причин:
«1.
Непоколебимое и, если нам
будет дозволено так выразиться, не терпящее противоречия
усердие христиан, правда заимствованное из еврейской религии, но
очищенное от того духа замкнутости
и неуживчивости,
который, вместо того, чтобы привлекать язычников под закон Моисея,
отталкивал их от него.
2. Учение о
будущей жизни, усовершенствованное всякого рода добавочными
соображениями, способными придать этой важной истине вес и
действенность.
3.
Способность творить чудеса,
которую приписывали примитивной Церкви.
Но необходимо
помнить, что в период поздней античности чудеса были самым обычным делом
и не являлись привилегией
какой-либо одной религии. Поэтому не так просто
понять, почему в этом
соревновании христианские чудеса завоевали более
широкое доверие, чем чудеса других сект. Гиббон упускает из виду одно
весьма важное обстоятельство, а именно то, что христиане обладали
Священными книгами. Христиане взывали к чудесам, которые берут свое
начало в глубокой древности
среди народа, слывшего в античную
эпоху таинственным; в этих книгах излагалась связная история начиная с
момента сотворения мира, согласно которой провидение неизменно творило
чудеса – сперва для евреев, а затем и для
христиан. Греки и римляне
верили в легенды и многому подобному. Поэтому
вполне естественно было для греков и римлян признать истинность чудес,
упоминаемых в Ветхом Завете, а это признание позволяло счесть
правдоподобными и чудеса более близкого времени, особенно принимая во
внимание христианское толкование пророков.
4. Чистая и
строгая мораль христиан.
В
нравственном отношении христиане (в период до Константина), несомненно,
значительно превосходили средних язычников. Христиане непоколебимо
верили, что добродетель будет вознаграждена на небе, а грех – покаран в
аду. Христианская этика взаимоотношения полов характеризовалась
строгостью, которая была редким исключением в эпоху античности.
Конечно,
после принятия христианства в качестве государственной религии Римской
Империи среди христиан находились и приспособленцы; но выдающиеся
деятели Церкви по-прежнему продолжали оставаться людьми непоколебимых
нравственных принципов.
5.
Единство и дисциплина христианской
республики, мало-помалу образовавшей
самостоятельное и беспрестанно расширявшееся государство в самом центре
Римской империи.
С
политической точки зрения это была самая важная из всех указанных
причин. Но
мы с вами рассматриваем историю Церкви не только с точки зрения
политики, но самое главное как историю проявления Промысла Божия о
Церкви.
Кроме того,
чтобы понять почему Константин обратился к христианству, нам необходимо
найти причины, побудившие его к этому шагу.
Как вы знаете
многое в человеческом характере закладывается еще в детстве, родителями
и обстановкой, окружающей человека в это время. Поэтому сначала
обратимся к детству святого Константина Великого.
Найдите в
учебнике сведения о родителях Константина, а также о тех
обстоятельствах, которые повлияли на его дальнейшую жизнь.
Верно. После
смерти своего отца в 306 году Константин вынужден был прибыть в
Британию, где был провозглашен Августом. Константин по-прежнему
оставался язычником, однако
при этом именно влиянию Константина историки
приписывают подписание императором Галерием в 311 году эдикта, в котором
провозглашалась веротерпимость по отношению к христианам.
Найдите и
прокомментируйте событие, которое оказало значительное влияние на
Константина.
Уже в начале
313 года Константин с
Лицинием выпустили указ – эдикт,
открывавший новую эпоху в истории
Церкви. Этим эдиктом в Римской империи объявлялась полная свобода
религии. А значит не только христиане могли открыто исповедовать свою
веру, но и любой желающий мог принять крещение.
Кроме того,
этим эдиктом государство обязывалось вернуть Церкви все храмы и другую
собственность, отнятую у нее во время гонений.
Так
христианство и другие религии были уравнены с культом императора и
впервые в истории была установлена полная религиозная свобода.
Чем
христианство привлекало разные слои общества? Найдите ответ в учебнике.
Таким образом
в течение десяти лет со времени издания Миланского эдикта христианство
фактически превратилось в государственную религию Римской Империи, почти
все государственные чиновники являлись христианами. Государство
официально отмечало христианские праздники, а христианская
нравственность, по крайней мере на словах, признавалась всеми.
Так в
течение одного поколения произошла огромная перемена, коснувшаяся
существенных сторон жизни Церкви.
Найдите
отрицательные стороны влияния Миланского эдикта на жизнь Церкви.
Чем известна
мать Константина, какую она внесла лепту в становление христианства?
Назовите
причину переноса столицы Константином из Рима в Византий или
Константинополь.
Объясните
название «Новый Рим».
К сожалению
после смерти Константина, незадолго до которой он крестился, в 337 году
между его наследниками разгорелась борьба за власть. В Константинополе
были убиты члены семьи Константина.
Найдите имя правителя,
окончательно превратившего христианство в единственную официальную
религию Римской империи.
В 341 году им
был издан указ запрещающий кровавые жертвоприношения животных, в 346
повелел закрыть все языческие храмы в городах. В 353 г. Запрещает
языческие жертвоприношения по ночам, а в 356 велит предавать смерти
всех, кто будет принимать в них участие.
Последней
попыткой возродить язычество стало правление Юлиана, прозванного
Отступником.
Кто оказал на
него большее влияние?
Где и как он
воспитывался?
Почему
прозван Отступником?
Как умер
Юлиан? Почему?
Какие
последние слова он произнес?
Где он
захоронен?
Что произошло
с христианством после смерти Юлиана?
На
самостоятельное изучение вам остается Распространение христианства в
IV
веке. |
Работа с
учебником с. 82
Отец –
Констанций Хлор, управлял Британией и Галлией.
Мать - Елена –
по происхождению британка, сочувствовала христианству.
Семья –
языческая, но благочестивая. Константин рос в обстановке веротерпимости.
Еще в юности был вызван во
дворец к Диоклетиану и жил там в качестве заложника. Там Константин
научился разбираться в людях,
и видя мученические страдания
христиан, сочувствовал им, преклоняясь перед их мужеством.
Работа с
учебником с. 84. Видение
Креста.
Работа с
учебником с. 85-86
Учебник
с.86-87
Константинополь назван Новым Римом, потому, что стал новой столицей
империи, которой прежде был Рим.
Констанций.
Мардоний. |
V .
Закрепление |
Что побудило
Константина Великого сделать выбор в пользу христианства?
Какие
положительные и отрицательные стороны имела политика Константина
Великого и его преемников в отношении Церкви? |
|
VI .
Обобщение |
Что изучали
на уроке?
Какие выводы
можно сделать??
Можно ли
считать изменение положения Церкви волей случая? Почему? |
|
VII .
Домашнее
задание |
Учебник глава
10, вопросы после главы.
|
|
Оценивание
работы на уроке. Выставление и аргументация отметок.
Чтение молитвы. |
| |
НОВОСТИ
Объявлены новые конкурсы
Завершились конкурсы
Фестиваля добрых дел
Поздравляем Завуча по воспитательной работе и преподавателя
Закона Божия и ЦСЯ Сметанину Алену Юрьевну с отличной защитой диссертации.
С авторефератом диссертации можно ознакомиться
здесь
Монографию этого же автора можно найти
здесь
|